Первый электродвигатель
Первый в мире электродвигатель, пригодный для использования в качестве привода в транспортном средстве, был изобретён русским физиком Борисом Якоби, сделавшим одно из важнейших открытий за всю историю человечества.
Первым изобретением Якоби стал роторный валовый электродвигатель, который мог поднимать грузы. До этого в мире не существовало двигателей, которые можно было бы применять в реальном производстве. Коммутатор, изобретённый Якоби для этого аппарата, до сих пор используется для двигателей поездов по всему миру.
В 1837 году русский учёный изобрёл первый двигатель, способный приводить в движение судно. Вскоре появилась первая в мире электролодка, снаряжённая двигателем Якоби, а также первая в мире электротележка. Разработки Якоби легли в основу электротранспорта по всему миру.
Передовые изобретения Якоби изменили мир и открыли новую эпоху гальванических технологий. Русский изобретатель сделал неоценимый вклад в мировую науку, а его открытие ускорило развитие человеческой цивилизации.
Первые разработки
В 1834 году русский физик Борис Якоби, с детства интересовавшийся электротехникой, переехал в Кенигсберг, поближе к местному университету. Его интересовала работа электродвигателей, и университетские библиотеки явно не были лишними в его исследованиях.
В ходе учёных исканий Якоби пришел к выводу, что все существующие двигатели, основанные на качательном или возвратно-поступательном движении якоря, были не более чем «забавной игрушкой для кабинетов физики». Сам же учёный хотел создать двигатель, который можно было бы применять на производстве.
Сначала Якоби пытался создать двигатель, работающий по принципу паровой машины, но работающий от электричества. Вскоре он отказался от этой идеи в пользу аппарата, основанного на силе магнитов.
Первый электродвигатель Якоби
Вскоре Якоби представил миру свой первый электродвигатель. Он вращал роторный вал и мог использоваться для поднятия пятикилограммовых грузов на 30 сантиметров в секунду. Конечно, по сравнению с современными лифтами и подъёмными механизмами, такие характеристики не кажутся впечатляющими, но нужно учесть – до изобретения Якоби таких технологий не существовало вообще.
Электродвигатель Якоби работал на силе притяжения и отталкивания между магнитами, которые крепились на разные части ротора и неподвижную раму. Питание электродвигатель получал от гальванических батарей. Завершал конструкцию коммутатор, благодаря которому можно было попеременно изменять полярность магнитов на подвижных частях двигателя. Принцип работы коммутатора Якоби до сих пор используют при разработке двигателей для локомотивов.
Результаты трудов Якоби тут же опубликовали в Парижской академии наук. Его изобретение положительно оценили всемирно известные физики Андре-Мари Ампер и Антуан Беккерель, а самого Якоби наградили степенью доктора наук.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Когда Якоби переехал в Петербург, чтобы совместно с силами Академии наук продолжить поиски прикладного применения электродвигателей, казна выделила на опыты грант в 50 тысяч рублей. По тем меркам это были немыслимые деньги.
Электроход Якоби
Работа Бориса Якоби над электродвигателем не ограничилась изобретением роторного вала для поднятия грузов. В течение пяти лет после своего открытия он неустанно совершенствовал свою технологию. Целью изобретателя было создание электрохода – транспортного средства, приводимого в движение с помощью электродвигателя.
В 1838 году значительно улучшенную версию магнитного двигателя Якоби установили на восьмиметровую шлюпку и спустили на Неву для испытаний. На борту судна находились 14 человек, а плыло оно против течения и с учётом противостоящего ветра. Тем не менее, благодаря удачным решениям при конструкции новой версии двигателя шлюпка успешно прошла испытания.
Электродвигатель Якоби приводил в движение гребной привод судна. Шлюпка двигалась со скоростью два километра в час, а мощность двигателя составила одну лошадиную силу. Это был первый раз в истории человечества, когда полноценное транспортное средство было приведено в движение с помощью силы электричества.
Результаты испытаний электрохода поразили весь мир. Знаменитый английский физик Майкл Фарадей прислал Якоби письмо, в котором поблагодарил его за изобретение электродвигателя и выразил надежду на то, что скоро аналогичные аппараты можно будет установить на океанских лайнерах.
Судьба электродвигателя
В ходе испытаний электрохода Якоби также использовал свой двигатель в качестве привода для рельсовой тележки. Электрическая вагонетка успешно прошла испытания и подтвердила, что изобретение Якоби можно использовать и для рельсового транспорта. Это открытие стало прообразом будущих трамваев, троллейбусов, электропоездов и электрокаров.
Несмотря на ошеломляющий успех испытаний электродвигателя в сфере транспорта, в промышленности его не использовали до конца XIX века. Так было потому, что – как заметил сам Якоби – механическая энергия была гораздо дешевле электрической. Тем не менее, именно благодаря изобретениям русского физика в XX веке появились мощные гребные электроустановки, способные приводить в движение большие судна.
Создав первый в мире электродвигатель, а также первый в мире электроход, Борис Якоби сильно ускорил темпы развития технологий по всему миру. Его исключительный гений повлиял на десятки учёных по всей планете и прославил Россию как страну с самой передовой наукой!
Источник:
Первый электродвигатель. – Текст : электронный // Проект «Россия. 1000 поводов для гордости» : [сайт]. – URL : https://www.osnmedia.ru/1000/izobretenie-elektrodvigatelya-borisom-yakobi/ (дата обращения 01.07.2024).
Источник фото на главной странице: «ВК ФБУ «Ростест-Москва» (https://vk.com/wall-191933858_788)
Рекомендуем к прочтению:
Яроцкий, А. В. Борис Семёнович Якоби, 1801-1874 / А. В. Яроцкий ; ответственный редактор В. М. Родионов. – Москва : Наука, 1988. – 236 с. : ил.