Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые «Летающие корабли». История Ростислава Алексеева – конструктора отечественных экранопланов

«Летающие корабли». История Ростислава Алексеева – конструктора отечественных экранопланов

Портрет авиаконструктора Ростислава Алексеева висит в библиотеке конгресса США, в специальной галерее с изображениями выдающихся людей, внесших наибольший вклад в развитие цивилизации в ХХ веке. И это вполне заслуженно. Именно ему принадлежит пальма первенства в создании нового вида транспортного средства – экраноплана.
Интерес к конструированию лёгких быстроходных судов обнаружился у Алексеева ещё в юности. Он увлекался яхтенным спортом и в 14 лет создал свою первую яхту. Спустя два года он прямо на чердаке родительского дома построил вторую, с помощью которой  одержал победу на местных соревнованиях, обогнав самые быстрые суда. Наградой победителю стал фотоаппарат из рук самого Валерия Чкалова.
В 1941 году, закончив Горьковский индустриальный институт имени Жданова, Алексеев защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях», в которой выдвинул идею летящего над водой скоростного военного судна. «Суть идеи ─ использовать большую плотность воды как выгодный фактор для создания большой скорости движения на воде. Для этого корпус судна помещается целиком в воздухе, а в воде остаётся очень малый объём ─ подводные крылышки с большой подъёмной силой и малым лобовым сопротивлением… Глиссер может быть вооружен 75-миллиметровым орудием с небольшим сектором обстрела и с полным обстрелом воздуха зенитными пулемётами, четырьмя-шестью торпедами и глубинными бомбами. Считаю, что перспективы таких судов громадны», — написал он в пояснении к работе.
В начале Великой Отечественной войны будущего конструктора направили работать на завод «Красное Сормово», на должность контрольного мастера выпуска танков Т-34. Там он сумел заинтересовать своей идеей заводское начальство, в результате чего в 1943 году была организована «Гидролаборатория», где специально для фронта Ростислав Алексеев разработал первый двухместный катер на подводных крыльях (КПК) А-4. Но война вскоре закончилась, и катер Алексеева остался без применения. Сам Алексеев за эту разработку в 1951 году получил Сталинскую премию. Вдохновлённый успехом, он создал новую модель КПК — А-5, достигавший скорости в 110 км/ч.
В середине 1950-х годов в КБ Алексеева начинают проектировать пассажирские суда на подводных крыльях. 8 мая 1957 года, был спущен на воду первый теплоход «Ракета», имевший дальность плавания до 600 километров с полной загрузкой и максимальную скорость 70 км/час. С такой скоростью «Ракета» всего за шесть часов прошла расстояние в 400 километров — от Горького до Казани.
После «Ракеты» на воду были спущены «Метеор», «Комета», катер «Волга», «Спутник», «Буревестник», «Восход», «Беларусь», «Вихрь». В 1962 году за разработку за создание скоростных пассажирских судов на подводных крыльях Алексеев и ряд его сотрудников получили Ленинскую премию.
Вскоре Алексеев понял, что скоростные возможности катеров и судов на подводных крыльях ограничены. Попытка заменить двигатель на более мощный ничего не дала. И тут конструктор вспомнил про т.н. «эффект экрана» – образование на малых высотах «воздушной подушки» между крыльями машины и земной поверхностью за счёт набегающего потока воздуха. В обычной авиации с ним всячески боролись, а вот Алексеев решил использовать его для подъёма воздушного корабля над землёй. Так и появились экранопланы.
В 1961 году в его КБ начал разрабатываться экспериментальный экраноплан: это была самоходная пилотируемая модель СМ-1. Но самым выдающимся стал КМ – «корабль-макет», позже получивший прозвище «Каспийский монстр». В 1966 году КМ спустили на воду с завода «Красное Сормово» в Горьком и доставили в город Каспийск в Дагестан, где и начались его испытания.
На тот момент КМ был самым большим и тяжёлым аппаратом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Его длина составляла 92 метра, размах крыльев – 37,6 метра. С максимальной нагрузкой конструкция весила 544 тонны. По этому показателю его превзошёл только в самом конце 1980-х гг. советский самолёт АН-225. КМ мог развивать над водной гладью расчётную скорость до 500 км/ч.

Источник:
«Летающие корабли». История Ростислава Алексеева – конструктора отечественных экранопланов / М. Майоров. – Текст : электронный // Научная Россия : [электронное периодическое издание]. – 2022. – 13 марта. — URL : https://scientificrussia.ru/articles/letausie-korabli-istoria-rostislava-alekseeva-konstruktora-otecestvennyh-ekranoplanov. (дата обращения: 13.03.2022).

Рекомендуем к прочтению:
Ильин, В. А. Адмирал скоростного флота / В. А. Ильин. – Москва : Политиздат, 1983. – 94 с. : ил.