Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Алексей Крылов – отец современной школы кораблестроения

Алексей Крылов – отец современной школы кораблестроения

Будущий кораблестроитель родился 3 августа 1863 г. в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (сегодня это село переименовано в его честь и находится на территории Чувашии), и ему была уготована судьба военного. Дед учёного, Александр Алексеевич Крылов, был ранен на Бородинском поле и при взятии Парижа, награждён золотым оружием и орденами. Отец, Николай Александрович, артиллерийским офицером участвовал в Крымской войне. Семья матери, Софьи Викторовны Ляпуновой, принадлежавшая к старинному дворянскому роду, оказала решающее влияние на судьбу мальчика и пробудила в нём интерес к науке. Среди Ляпуновых и Филатовых были видные учёные, врачи, композиторы, Известны имена лингвиста Б.М. Ляпунова, врача Н.Ф. Филотова, математика А.М. Ляпунова.
Когда семья переехала на юг Франции в Марсель, девятилетнего Алексея Крылова отдали в частный пансион, где он выучил французский язык и начал заниматься арифметикой. А по возвращении на родину Крыловы на какое-то время поселилась в Севастополе, где отец вёл свои коммерческие дела. Там юный Алексей познакомился с моряками – героями Русско-турецкой войны.
Вдохновившись рассказами о подвигах моряков, Алексей Николаевич поступает в Петербургское морское училище, где особое внимание уделяет математике. В этом ему помогает его дядя, Александр Михайлович Ляпунов. Окончив училище в 1884 г., Алексей Крылов начинает карьеру в компасной мастерской при Гидрографическом управлении, которым руководил генерал-майор Иван Петрович Колонг, специалист по морской навигации, создатель теории девиации компаса.
Спустя два года, в 1886 г., 23-летний Крылов создал дромоскоп – прибор, механически воспроизводящий зависимость девиации компаса от курса корабля (девиация – это ошибка компаса под влиянием железа на судне или самолёте). За эту разработку ему выписали премию, а само изобретение внедрили на кораблях военного флота. Совместными трудами Крылову и Колонгу удалось вывести советское компасное дело на мировой уровень.
В последующие годы Крылов пишет ряд работ по гирокомпасам: «Возмущения показаний компаса, которые происходят от качки корабля на волнении», «Положения теории девиации компаса», «О теории гирокомпаса» и другие. Учёным была предложена принципиально новая система дромоскопа, который был способен автоматически рассчитывать девиацию компаса. Создавать теорию компасов Крылов будет всю жизнь, а через полвека после первой работы, в 1941 г., получит за это первую Сталинскую премию.
После окончания в 1890 г. кораблестроительного факультета Николаевской морской академии Алексей Крылов сам начинает преподавать курс теории корабля. Важно отметить, что преподавательскую деятельность, как и научную, он вёл до конца своих дней, передавая накопленные знания молодому поколению.
В то время он питал наибольший интерес к кораблестроению и активно применял свои математические познания в морской навигации, благодаря чему обрёл широкую популярность в России и мире. Наиболее активно обсуждалась его статья «Теория качки корабля», в которой Крылов развивал теорию авторитетного в то время инженера, основоположника корабельной гидродинамики Уильяма Фруда.
Труды А.Н. Крылова впечатляли мировое научное сообщество, и уже в 1896 г. он был избран почётным членом Английского общества корабельных инженеров и получил от него золотую медаль, став первым иностранцем, удостоившимся этой престижной награды.
В последующие годы он концентрируется на умерении бортовой качки и впервые предлагает метод гироскопического демпфирования. В 1898 г. Алексей Крылов сформулировал общую теорию качки корабля на волнении. Она стала называться «теорией Крылова» и до сих пор остается самым востребованным методом успокоения бортовой качки, без которой сложно сейчас было бы представить морские путешествия.
Ещё один плодотворный союз – сотрудничество А.Н. Крылова и адмирала С.О. Макарова, полярного исследователя и океанографа. За время совместной работы они выработали ряд актуальных, по сей день рекомендаций по повышению плавучести корабля и борьбе с дифферентом или креном поврежденного корабля с помощью затопления отсеков, оставшихся неповрежденными.
С 1908 г. по 1910-е гг. в карьере Алексея Крылова происходит профессиональный подъём: его назначают на должность главного инспектора кораблестроения, а затем профессором морской академии в Николаеве. С 1911 по 1913 г. Алексей Николаевич работает в статусе экстраординарного профессора института инженеров путей сообщения.
Во время Первой мировой войны Алексей Крылов занимает пост председателя правительственного правления на Путиловских заводах и участвует в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».
Исследователя больше всего интересовали вопросы развития и совершенствования отечественного флота, который продемонстрировал свою слабость и отсталость во время Русско-японской войны и необходимость модернизации всей отрасли.
Теория непотопляемости – ещё один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил для военных кораблей таблицы непотопляемости, которые помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Моряки привыкли откачивать воду, а согласно теории, наоборот, нужно заполнять водой другие отсеки – тогда корпус выровняется.
В 1912 г. А.Н. Крылов призвал правительство выделить внушительные 500 млн. рублей на возрождение флота. Он обладал серьёзными познаниями в делах флота и мог обосновать многие вопросы судостроения с научной и экономической точки зрения, благодаря чему морской министр Иван Константинович Григорович поддержал его инициативу, выступив с подготовленным Крыловым докладом в Государственной думе, и помог выделить необходимые средства. Их направили на постройку боевых кораблей, оснащение портов, заводов и морских баз.
Как говорил сам учёный, его консультации по делам флота сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута.
Спустя два года А.Н. Крылов был избран членом-корреспондентом академии наук. Представляя Крылова к званию, академики отмечали, что «во всех этих разнообразных областях знания он одинаково компетентен и оригинален, внося по своей простоте, ясности и строгости изложения всегда много нового и важного».
В 1916 г. он был переведён в ординарные академики по математической физике и возглавил Главную физическую обсерваторию, а позже Главное военно-метеорологическое управление (Главмет), где занимался вопросами прав и обязанностей военных гидрометеорологов и пытался отменить призыв в армию для служащих обсерватории.
Сняв с себя обязанности руководителя Главного военно-метеорологического управления, А.Н. Крылов освободил время для другой научной деятельности. Его прочные отношения с советским правительством в сложные революционные годы способствовали продвижению по карьерной лестнице, и в 1917 г. он был назначен на пост руководителя Русского общества торговли и пароходства, а затем два года, с 1919 по 1920 г., возглавлял Морскую академию. После Октябрьской революции он распорядился передать все суда советскому правительству.
Интересный факт: сыновья Крылова Алексей и Николай воевали в Белой армии и погибли в Гражданскую войну. Дочь Анна вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу. Таким образом, Алексей Николаевич Крылов – дед Сергея Петровича Капицы.
Читать полностью: https://scientificrussia.ru/articles/aleksej-krylov-otec-sovremennoj-skoly-korablestroenia

Источник:
Еркнапешян М. Алексей Крылов – отец современной школы кораблестроения / М. Эркнапешян. – Текст : электронный // Научная Россия : [портал]. – 2023. – 3 августа. – URL : https://scientificrussia.ru/articles/aleksej-krylov-otec-sovremennoj-skoly-korablestroenia / (дата обращения 05.08.2023).

Рекомендуем к прочтению:
Липилин, В. Г. Алексей Николаевич Крылов / В. Г. Липилин. – Москва : Молодая гвардия, 1983. – 223 с. – (Жизнь замечательных людей).
Крылов, А. Н. Мои воспоминания / А. Н. Крылов. – 2-е изд. – Москва : Военмориздат, 1943. – 280 с.
Штрайх, С. Я. Академик Алексей Николаевич Крылов : очерк жизни и деятельности / С. Я. Штрайх. – Москва ; Ленинград : Военмориздат, 1944. – 336 с.