Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Чайный пакетик

В разных странах чай различных сортов уже с давних пор является неотъемлемой частью сервированного стола и по будням, и во время праздников. Но в истории этого консервативного напитка тоже случилась техническая революция…

В начале XX века чай, этот терпкий и бодрящий напиток, уже был хорошо известен и популярен не только в Европе, но и в Новом Свете. Как правило, его основной ингредиент продавали в больших жестяных банках. В 1902 году нью-йоркский торговец, занимавшийся этим бизнесом, Томас Салливан подумал: а не начать, ли продавать чай мелкими порциями на одну заварку? Сказано – сделано. Для этого он поместил щепотку продукта в шёлковый пакетик, завязанный ниткой, и отправил для дегустации. Так что тот, кто придумал чайный пакетик, сделал это, вовсе не руководствуясь экономией времени при заварке, а с целью распространения собственного товара.

Клиенты восприняли новшество своеобразно. Они решили, что высыпать листочки из шёлкового мешочка не обязательно, и стали опускать их прямо в кипяток. Эффект получился поразительным и быстро получил признание, а предприимчивый Салливан тут же запатентовал своё изобретение под названием «Держатель чайного листа». Впрочем, до совершенства было ещё далеко. Во-первых, плотная шёлковая ткань не давала крепкой заварки, во-вторых, сама оболочка была достаточно дорогой, а в-третьих, для пакетиков требовалась более мелкая нарезка чайного листа, а, следовательно, новые технологии и оборудование. Да ещё стали появляться мошенники, которые производили контрафактную продукцию, используя в качестве наполнителя практически ничего не стоящие отходы в виде образовавшихся во время транспортировки крошек и даже чайной пыли.

Первую проблему решили просто. Шёлковый муслин был заменён на марлю. Теперь клиент не мог пожаловаться на крепость напитка, зато у него появился неприятный «медицинский» вкус и запах. Но ещё почти два десятилетия мешочки из марли были в ходу. Особой популярностью они пользовались среди солдат Первой мировой войны, которые между боями по привычке заваривали чай в хлопчатобумажных носках.

Американский инженер Фэй Осборн решил найти замену марле. Он придумал использовать для фабричного изготовления чая в пакетиках тонкую бумагу. За основу была взята бумага для упаковки сигар, а сырьём для неё послужила манильская конопля. Изменилась благодаря Осборну и технология. Если раньше пакетики приходилось сшивать нитками, то теперь их можно было изготавливать с помощью горячей прессовки. Но и на этом процесс совершенствования не прекратился. На смену экспортной манильской конопле, которая в условиях войн становилась дефицитным стратегическим материалом, пришла вискоза.

И тут стоит упомянуть о ещё одном торговце чаем – Томасе Липтоне. Ещё в конце XIX века он придумал новый способ расфасовки чая. Вместо банок стали использоваться красочные картонные коробки. Тогда же за пропаганду «британского чайного образа жизни» выходцу из бедной ирландской семьи королевой был пожалован рыцарский титул. В 1919 году Липтон вносит свой новый штрих в дизайн пакетика: нить для погружения

и удаления из чашки украшает ярлычок с логотипом фирмы. Значительный вклад в производственный процесс внёс спустя десять лет немецкий инженер Адольф Рамбольд. Основанная им в Дрездене фирма стала выпускать не только пакетики, но и машины для их производства и расфасовки. Ему же принадлежит идея создания двухкамерного пакетика, который закрепляется металлической скобкой. А окончательный внешний вид этому изделию в том виде, в котором он существует и, по сей день, придали специалисты фирмы «Липтон» в 1950 году.

Источник:

Чайный пакетик [Электронный ресурс] : [статья]. – URL: http://parallelnyj-mir.com/2/the-story-of-stuff/2826-chaynyy-paketik.html/ (дата обращения: 02.08.19)