Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Д. П. Григорович – создатель гидросамолёта

Д. П. Григорович – создатель гидросамолёта

Российские люди по праву гордятся своим воздушным флотом, его славной, богатой историей. Всему миру известно: родина авиации – Россия. Русская авиационная техническая мысль на всём протяжении истории завоевания воздуха всегда была впереди. Именно в России, на много лет опередив другие государства, учёные и изобретатели создали авиационную науку, построили первые в мире самолёты.
В 1882 г. русский морской офицер Александр Фёдорович Можайский построил первый в мире самолёт и осуществил полёт на нём. Он же изобрёл элероны для придания самолёту поперечной устойчивости. Только через два десятилетия в Америке братьям Райт удалось создать подобный летательный аппарат. Первый в мире многомоторный самолёт был создан также русскими людьми. «Русский витязь» (так назывался этот самолёт) в августе 1913 г. совершил рекордный по тому времени полет с семью пассажирами на борту, пробыв в воздухе 1 час. 54 мин. Через год на новом многомоторном самолёте «Илья Муромец» был осуществлен перелёт Петербург-Киев. Расстояние в 700 верст от Петербурга до Орши самолёт покрыл без посадки за 8 часов. Полёт от Киева до Петербурга продолжался 13 часов. Это было по тому времени мировым рекордом.
Имена русских изобретателей, смелых экспериментаторов стоят в первых рядах завоевателей воздушных пространств. Среди них почётное место принадлежит создателю первого в истории авиации  –  талантливому русскому конструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу. Ещё, будучи студентом Киевского политехнического института, Д.П. Григорович увлёкся авиацией. В институте в это время был создан авиационный кружок, в работе которого Григорович принимал самое активное участие.
Окончив Киевский политехнический институт, Д.П. Григорович занялся постройкой первого спортивного самолёта, который он назвал «Г-1». Близ институтских зданий Григорович приспособил сарай под сборку машины. Детали самолёта изготовлялись конструктором на квартире.
Вскоре Григорович переехал из Киева в Петербург, где в это время зародилось авиационное общество «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания». Задачей общества являлось развитие отечественной авиации. Григорович охотно принял предложение занять пост технического директора и главного конструктора завода товарищества.
Молодой инженер увлёкся идеей создания конструкции самолета типа «летающей лодки». Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолёте, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. И вот в начале 1913 г. был спроектирован первый в мире гидросамолёт «М-1». За ним в том же году появились самолёты «М-2» и «М-4».
Летающая лодка «М-1» — двухместный учебно-тренировочный биплан с мотором «Гном». Мощность двигателя его была равна 80 л.с. Полётный вес гидросамолета равнялся 880 кг, причём на полезную нагрузку приходилось 260 кг. Скорость «М-1» достигала 100 км/час.
Талантливый инженер Д.П. Григорович, непрерывно улучшая свой гидросамолёт «М-1», создает одну за другой конструкции летающих лодок, лучшей из которых была «М-5», созданная в 1914 г.
Гидросамолет «М-5» принес Григоровичу широкую известность. Летающая лодка «М-5» обладала весьма высокими летными характеристиками, хорошими мореходными качествами. Поэтому она была немедленно принята на вооружение. Это был двухместный биплан деревянной конструкции. Размах крыльев самолёта — 11,5 м; площадь крыла — 30 кв. м; крыло двухлонжеронное, обтянутое полотном; общий вес конструкции — 660 кг, на 220 кг меньше веса его прототипа «М-1»; полезная нагрузка «М-5» — 300 кг. Гидросамолёт развивал скорость 128 км/час. По тому времени эта скорость являлась весьма высокой. Посадочная же скорость «М-5» едва достигала 68 км/час. Потолок «М-5» был равен 4450 м, а продолжительность пребывания в воздухе – 5 часов. Высоту 1000 м машина набирала за 5 мин. 36 сек., а высоту 3000 м – за 24 мин. 36 сек. Самолёт «М-5» прослужил более семи лет. Многие наши морские лётчики прошли обучение на этой машине.
Первые русские гидросамолёты и особенно гидросамолет «М-5» и разведывательный самолет типа «М-9» приобрели самую широкую известность. Не случайно военное ведомство Соединенных Штатов Америки вскоре после начала мировой империалистической войны 1914–1918 гг. попросило русское правительство передать ему несколько гидросамолётов конструкции Д.П. Григоровича. Используя русские самолёты как образцы, американцы организовали серийное производство аналогичного типа машин.
Летающие лодки Григоровича «М-1», «М-2» и «М-4», построенные в России в 1912–1913 гг., были первыми в мире гидросамолётами. За рубежом (в частности, в Англии) практически пригодные конструкции гидросамолётов появились лишь в 1914 г.
Д.П. Григорович является также автором самолета «М-11» – морского истребителя типа летающей лодки. Это была первая в мире конструкция морского истребителя. На нём были установлены также впервые в мире броня и неподвижное оружие.
Успехами русских конструкторов и строителей самолётов, в том числе гидросамолётов, наша страна вправе гордиться. Конструкторское бюро, руководимое Д.П. Григоровичем, состояло из пятидесяти человек и выпускало ежегодно до трёх новых типов машин. В конструкторском бюро, кроме Григоровича, работал инженер М. Шишмарев – талантливый конструктор, впоследствии генерал-майор инженерно-авиационной службы, доктор технических наук. В частности, М. Шишмаревым в то время была разработана установка полуавтоматической пушки калибра 37 мм для самолёта «М-9». В зарубежных странах вооружение такого калибра вошло в практику только через несколько десятков лет.
Условия труда строителей гидросамолетов были весьма тяжелыми. Новые конструкции создавались на технически отсталой базе. Продувка моделей самолётов, их отдельных деталей, проверка моделей лодок в бассейнах не производились. Однако за годы первой мировой войны конструкторское бюро Д.П. Григоровича всё же выпустило свыше десяти типов различных машин, многие из которых по тому времени были лучшими в мире.

В 1916 г. Д.П. Григорович создал два сухопутных самолёта: «С-1» и «С-2». Самолёт «С-2» представлял собой один из первых в мире самолётов-двухвосток. В том же году им был сконструирован и построен двухпоплавковый гидросамолёт «М-20». Особенностью этой машины являлась её способность взлетать с воды и со снега. Авиаторы любили эту машину за её высокие летные качества.
В следующем 1917 г. Григорович создал два больших гидросамолёта. Первая конструкция представляла собой двухпоплавковый биплан. Это был первый в мире торпедоносец, много лет, являвшийся единственным самолётом подобного типа. Назывался этот тип машины «ГАСН» (гидроаэроплан специального назначения). Он нёс на себе торпеду весом в тысячу килограммов. Вторая конструкция – летающая лодка «МК-1» (морской крейсер). Особенностью самолета «МК-1» являлось то, что бипланная коробка крыльев несла на себе моторы (три мотора – один с тянущим и два с толкающими винтами) и крепилась к корпусу лодки не жесткими узлами, а посредством специальных амортизаторов.

1918 г. ознаменовался постройкой нескольких опытных гидросамолётов «М-17», «М-18» и «М-19». С 1921 г. Д.П. Григорович начал работать на авиационных заводах, где он сконструировал несколько морских и сухопутных самолётов. В частности, он построил первые советские истребители «И-2», «И-2бис», «И-З», летающую лодку «М-24» и разведчик открытого моря («РОМ»), обладавший высокими лётными качествами и хорошей мореходностью. Д.П. Григорович является автором замечательной машины «И-5». Она была создана им совместно с Н.Н. Поликарповым. Самолет «И-5» – истребитель, обладавший отличной скороподъёмностью и исключительной манёвренностью, был длительное время одной из основных машин, состоявших на вооружении молодой советской авиации.
За свою 30-летнюю деятельность в авиации Дмитрий Павлович Григорович создал свыше 60 типов самолётов, из них 38 типов машин строились серийно. Ему принадлежит идея создания первого в мире гидросамолёта, а также первого в мире истребителя с убирающимся в воздухе шасси.
Российские авиаторы с уважением вспоминают выдающегося конструктора Дмитрия Павловича Григоровича, внесшего большой вклад в отечественную авиационную науку.

Источник:
Петров, М. А. Д. П. Григорович – создатель гидросамолёта / М. А. Петров. – Текст : электронный // Mil.Press FLOT : [сайт]. – URL : https://flot.com/history/b-grigorovich.htm (дата обращения 11.01.2021).

Рекомендуем к прочтению:
Шавров, В. Б. История конструкций самолётов до 1938 г. / В. Б. Шавров. – Москва : Машиностроение, 1994. – 703 с. : ил.