Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Джордж Стефенсон

Джордж Стефенсон родился 9 июня 1781 года в городе Уилэм, Великобритания. Мальчик вырос в бедной шахтерской семье. Работать начал с десяти лет. Сначала пас коров, потом служил погонщиком лошадей на шахте, а затем, в возрасте семнадцати лет, приставлен к обслуживанию парового насоса. Юноша быстро ознакомился с действием всех механизмов и устройств, находившихся на шахте, так что в случае нужды умел быстро исправить их повреждения. Позднее получил специальность «механик по паровым машинам».

Необыкновенные технические способности и изобретательность Стефенсона, обратили на него внимание начальства, поэтому уже в 1812 году руководство шахты назначило его главным механиком Киллингуортских угольных копей с жалованием 100 фунтов в год. Наибольшие трудности в те времена представляла транспортировка угля.

Первое его достижение на этом поприще: установка паровой машины, которая с помощью каната передвигала вагоны по пути из шахты в Киллингуорт, порт, находящийся на расстоянии около 14 километров. В своих работах по использованию пара на транспорте Стефенсон опирался на труды Ричарда Тревитика, который ещё в начале XIX века утверждал, вопреки господствовавшему тогда мнению, что будущее принадлежит железнодорожному транспорту. Джордж являлся сторонником идей Тревитика и на протяжении всей своей жизни последовательно внедрял железнодорожное сообщение в практику промышленности.

В 1814 году Стефенсон построил первый паровой локомотив «Блюхер», который тянул за собой поезд из восьми вагонеток общим весом 30 тонн, со скоростью 6,4 км/час. Данный результат со всей очевидностью показал рентабельность нового транспортного средства и вскоре примеру Киллингуорта последовали другие угольные копи Англии. Что касается Стефенсона, то он, постепенно улучшая и совершенствуя свои паровозы, стал известен в промышленных кругах Англии как изобретатель и талантливый конструктор.

Далее, в 1823 году Стефенсону поручили строительство железной дороги с конной тягой для перевозки пассажиров и товаров между городами Стоктон и Дарлингтон. Учёный убедил акционеров, финансировавших это строительство, допустить кроме конной тяги, паровую. Строительство закончено в 1825 году, причём на дороге одновременно существовали три вида тяги: конная, паровозная и канатная при помощи стационарной паровой машины.

На этой же линии инженер впервые в истории техники построил железнодорожный мост из железа. Новая линия открыта 27 сентября 1825 года. Поезд из 34 вагонеток общим весом 90 тонн с паровым локомотивом Стефенсона «Передвижение» прошёл со скоростью, доходившей до 20 км/час. Именно этот день считается днём основания железнодорожного сообщения. Изобретатель выбрал для этой линии ширину колеи 1435 мм.

Первая железная дорога работала превосходно, поэтому Джорджу предложили построить новую железнодорожную линию Ливерпуль-Манчестер и провести соответствующие изыскания. Стефенсон превратился в высококвалифицированного инженера путей сообщения: определял будущую трассу железнодорожных линий, продольный и поперечный профили, решал вопросы преодоления препятствий. В 1826 году на линии Ливерпуль-Манчестер построил первый железнодорожный туннель. Являясь одновременно конструктором паровозов, стал универсальным экспертом по всем проблемам нового вида транспорта.

В 1836 году Стефенсон организовал проектную контору в Лондоне. К 1840 году, общая протяжённость железнодорожных линий в мире превысила 9000 километров. В том числе в Англии 3500 км, Германии 580 км, Франции 500 км, в США 4500 км. В развитии железных дорог деятельное участие принимал и Стефенсон. Вместе со своим сыном Робертом построил железнодорожные линии в Англии, консультировал подобные строительства в Бельгии и Испании. В 1847 году Джордж стал первым президентом Института инженеров-механиков.

Источник:
Джордж Стефенсон – Текст : электронный //  Российское информационное агентство Рустим. [сайт]. – URL : https://rus.team/people/dzhordzh-stefenson (дата обращения: 29.11.2021).

Рекомендуем к прочтению:
Забаринский, П. Стефенсон / П. Забаринский – Москва : Журнально-газетное объединение, 1937.– 368 с. – (Жизнь замечательных людей).