Глеб Котельников: создатель «небесного купола»
30 января 1872 года родился создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников. В 1910 году, став свидетелем первой авиакатастрофы в России, Глеб Евгеньевич твердо решил разработать средство спасения авиаторов.
Вряд ли тогда он мог представить, что в будущем с помощью парашюта будет возможно не только совершить прыжок с самолета, а даже посадить космический аппарат на Марс и Луну. Но именно конструкторские принципы и идеи, заложенные Котельниковым, во многом помогли развить российское парашютостроение до новых невероятных высот.
Спасение для авиаторов
Глеб Котельников родился 18 января (по старому стилю) 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова увлекались искусством: театром, живописью, музыкой. Мальчик с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Удивительно, но наряду с этим Глеб увлекался еще техникой. Например, в возрасте тринадцати лет он самостоятельно собрал работающую фотокамеру.
Внезапная смерть отца и ухудшение материального положения семьи полностью меняют планы – вместо консерватории или технологического института, Глеб Котельников уходит добровольцем в армию, поступив в военное артиллерийское училище. Спустя трех лет обязательной службы, Глеб Евгеньевич многие годы служил акцизным чиновником. Но все же детское увлечение театром переросло в основное дело жизни – в возрасте тридцати восьми лет он стал профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников.
Глеб Евгеньевич с детства увлекавшийся техникой, не мог не заинтересоваться самым популярным в начале прошлого века изобретением – самолетами. В те годы в крупных городах России часто проводились показательные полеты первых отечественных летчиков. 24 сентября 1910 года Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Санкт-Петербурге. С показательными полетами выступал на своем «Фармане» знаменитый летчик Лев Мациевич. Во время последнего залета, взлетев на максимально возможную высоту, самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Глеб Котельников был очевидцем трагедии, и под впечатлением от увиденного, он решил непременно придумать какое-то средство спасения авиаторов.
В начале XX века пилоты уже использовали так называемые «спасательные купола». В виде длинных сложенных «зонтов» они были закреплены на самолете и применялись редко из-за своей ненадежности и сложной конструкции.
Всего за 10 месяцев Глеб Котельников придумал и разработал для летчиков средство экстренного реагирования. Оно представляло собой металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ранец. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Именно эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.
РК-1: русский, Котельникова, первый
В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение – парашют РК-1 (русский, Котельникова, первый). В России это сделать не получилось, но вторая попытка во Франции оказалась успешной, и 20 марта 1912 года Котельников получил свой первый патент.
Вначале РК-1 испытывали при помощи автомобиля. После того как машина достигла максимальной скорости, Котельников дернул за спусковой ремень. Купол мгновенно раскрылся, и его сила торможения даже заставила заглохнуть двигатель. Позже парашют сбрасывали с аэростата с манекеном весом около 80 кг. Несколько десятков приземлений прошло со стопроцентным успехом.
С началом Первой мировой войны и использования военной авиации еще больше выросла необходимость использования пилотами средств спасения. Так началось промышленное изготовление парашютов РК-1.
В советские годы Котельников несколько раз модернизировал свой парашют, увеличивая его грузоподъемность. К 1924 году он изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 метров, который обеспечивал мягкую посадку грузу массой до 300 кг. Котельников придумал еще одно нововведение: он разделил стропы на две половины и прикрепил их к плечам. Парашютисты получили возможность маневрировать во время спуска. И эта идея изобретателя тоже используется до сих пор.
В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения государству. Дальнейшим усовершенствованием его идей занялись лучшие инженеры и конструкторские бюро.
Глеба Евгеньевича не стало 22 ноября 1944 года. Его могила на Новодевичьем кладбище в Москве является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов.
Источник: Глеб Котельников: создатель «небесного купола». – Текст : электронный // Ростех -медиа : [сайт]. – URL https://rostec.ru/media/news/gleb-kotelnikov-sozdatel-nebesnogo-kupola/#start (Дата обращения: 13.11.2024)
Источник фото на главной странице: сайт История.РФ
Рекомендуем к прочтению: Черненко Г. Т. Глеб Евгеньевич Котельников, 1872-1944 : [изобретатель авиационного ранцевого парашюта, актер, литератор] / Г. Т. Черненко. — Ленинград : Наука , 1988. — 149, [2] с. : ил