Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Котельников Глеб Евгеньевич – создатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта

Котельников Глеб Евгеньевич – создатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта

(1872 – 1944)

Какие ассоциации возникают у вас при упоминании об авиации? Самолет, лётчик, парашют –наверное, самое популярное. А знаете ли вы о том, что ранцевый парашют спасает жизни летчиков благодаря нашему соотечественнику, Глебу Евгеньевичу Котельникову, и о том сложном пути, который прошёл изобретатель, чтобы дать своему творению шанс на жизнь?

Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 18 января 1872 года. Он интересовался конструированием с самого детства – сначала это были модели, игрушки, но постепенно простое хобби переросло в настоящее призвание. Юноша получил хорошее образование, окончив в 1894 году Киевское военное училище. По окончании обязательного срока службы он получил должность акцизного чиновника и уехал в провинцию, однако это не помешало Котельникову продолжать заниматься любимыми делами – петь, играть на скрипке, организовывать драмкружки и даже самому принимать участие в постановке спектаклей. Отец – профессор математики и высшей механики, и мать – заядлая любительница театра – привили сыну свои увлечения и передали навыки. Их он чаще всего применял именно в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром. Акцизный чиновник – эта должность его тяготила. В 1910 году Глеб, возвращается в Санкт-Петербург, где посещает Всероссийский праздник воздухоплавания, события на котором перевернули всю его дальнейшую жизнь.

В сентябре (октябре по старому стилю) 1910 года на том самом празднике выступал летчик Лев Макарович Мациевич. В день трагедии он успешно завершил несколько полётов. Мациевичу передали пожелание великого князя Александра Михайловича, который на тот момент был шефом российской авиации, – дескать, а покажи-ка ты нам, братец, что-нибудь эдакое, из последних достижений. Недолго думая, лётчик решил показать максимальную высоту, на которую может взлететь самолёт, однако что-то пошло не так: выступление оказалось зрелищным, только вот зрелище было настоящей катастрофой. Машина не выдержала нагрузки, и ровно в 18:00 начала буквально разваливаться на куски, пилот выпал из машины.

Изобретатель тоже был в тот день на Комендантском аэродроме, и его в самое сердце поразила гибель Мациевича. Сокрушаясь, он сетовал в кругу друзей на отсутствие у летчика устройства, благодаря которому тот мог бы спасти свою жизнь. Но такого не существовало – и тогда Котельников решил сам его создать.

На тот момент вместо парашюта использовалась громоздкая, тяжелая и довольно ненадёжная конструкция, напоминающая сложенный зонт, однако из-за веса она использовалась очень редко – практически никогда. Котельников даже не рассматривал создание чего-то подобного: его комната была завалена чертежами и расчётами для совсем другого устройства. Казалось бы – случайность, но именно случай навел его на мысль о том, в чём должна состоять суть парашюта: как-то, прогуливаясь по набережной, он заметил, как девушка достала из сумки нечто, свернутое в тугой комок – при порыве ветра он развернулся, превратившись в большую шелковую косынку. Почему бы и нет? Изобретатель добавил к предыдущим идеям и эту, и следующую, согласно которой стропы должны распределяться на обе руки лётчика – тогда он сможет управлять спуском, корректируя место своего приземления. Решил он и проблему с «упаковкой», выбрав оптимальный вариант – заплечный ранец, но не простой, а адаптированный под ситуацию, для которой он создавался. После нескольких попыток появилась первая модель, в которой на специальных полочках, оборудованных пружинами, лежал аккуратно сложенный парашют. На крышке ранца – защёлка, от защёлки – шнур с кольцом. Согласно задумке инженера, при необходимости достаточно было просто дёрнуть за кольцо, чтобы открыть крышку, а там уже пружины и ветер сделают свое дело – первые вытолкнут сложенный парашют и стропы, а второй поможет ему превратиться в полноценный прочный купол, который подарит авиатору шанс на спасение.

27 октября 1911 года Котельников получил привилегию № 5010 на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом. Еще одна попытка была предпринята во Франции в марте 1912 (патент № 438612). Что же предлагал изобретатель?

Парашют РК-1 («Русский, Котельникова, первая модель») он создал меньше, чем за год, и в июне 1912 года провёл успешные испытания неподалёку от деревни Сализи, ныне переименованной в Котельниково. Однако первая «проба» была произведена с участием автомобиля: парашют, привязанный к буксировочным крюкам, прекрасно справился с задачей. Машину разогнали до максимальной скорости, и Котельников дернул за кольцо. Изобретение не подкачало: мгновенно раскрывшийся купол вынудил автомобиль не просто остановиться, а даже заглохнуть из-за резкого торможения. На четвертый день парашют испытывали уже в лагере Воздухоплавательной школы, расположенном примерно в той же местности. На этот раз вместо автомобиля участвовал 80-килограммовый манекен, снабжённый парашютом: испытатели опробовали несколько высот, когда скидывали его с аэростата, и каждый раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей.

Как ни странно, главное инженерное управление русской армии не приняло изобретение Котельникова. Великий князь сомневался в его пользе, мотивируя свой отказ тем, что лётчики при малейшей опасности, будут спасаться на парашютах, а дорогие, ввозимые из-за границы самолеты, будут гибнуть.

Что делает Котельников? Этой же зимой при помощи коммерческой фирмы он выставляет свое детище на участие в конкурсе, который проводился в Париже и Руане. Показательным выступлением стал прыжок Владимира Оссовского с 60-метровой отметки моста через Сену. Это был триумф – изобретение признали. А что же родина? Родина вспомнила о Котельникове и его творении только в Первой мировой.

После окончания Киевского военного училища и службы Котельников был в звании поручика. В начале войны его отправили в автомобильные части, но в итоге он все-таки занимался своим делом: было принято решение о снабжении экипажей многомоторных самолетов РК-1, и их конструктор принимал непосредственное участие в создании нужного количества парашютов. Котельников не остановился на РК-1: в 1923 году был создан РК-2, а за ним и РК-3, уже с мягким ранцем. Были и другие модели, не менее удачные, но менее востребованные, как, например, грузовой РК-4, способный опустить до 300 кг.

В 1926 году изобретатель передал свою коллекцию Советскому правительству.

Первую блокадную зиму он встретил в Ленинграде, а затем был эвакуирован. Глеб Евгеньевич умер в Москве 22 ноября 1944 года. Могила конструктора на Новодевичьем кладбище – место, куда множество парашютистов приходят отдать дань уважения его памяти, и завязать на ветке ближайшего дерева ленточку для затяжки парашютов. На удачу.

Источники: Ранцевый парашют: творение Глеба Котельникова [Электронный ресурс] : [статья]. – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/zhizn/rancevyi-parashyut-tvorenie-gleba-kotelnikova.html

Рекомендуем к прочтению:

Черненко Г. Т. Глеб Евгеньевич Котельников, 1872-1944 : [изобретатель авиационного ранцевого парашюта, актёр, литератор] / Г. Т. Черненко. – Ленинград : Наука, 1988. – 149 с. : ил.
Черненко Г. Т. Второе призвание : [о Г. Е. Котельникове] / Г. Т. Черненко. – Ленинград : Лениздат, 1982. –160 с.