Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Мясищев Владимир Михайлович

Мясищев Владимир Михайлович

( 1902 –1978 )

Владимир Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремов, Тульская область. Мальчик вырос в семье богатого купца. Интерес к авиации возник в детстве, когда в его родном городе приземлился отряд красных летчиков. В двадцать пять лет окончил Московский Высший Технический Университет имени Николая Баумана.
После получения высшего образования двенадцать лет работал в Конструкторском Бюро Андрея Туполева. Учился тонкостям конструирования у своего руководителя Владимира Петлякова. Самолеты «Максим Горький», АНТ-20, ТБ-3 стали плодом работы инженерно-технического коллектива, где набирался молодой конструктор.
Владимир Михайлович выделялся среди коллег фундаментальными физико — математическими знаниями. В 1934 году руководил созданием бомбардировщика — торпедоносца АНТ-41, пребывая на должности начальника бригады центрального аэрогидродинамического института. С 1937 года Мясищев налаживал серийное производство Ли-2 как главный конструктор завода № 84, что стало признанием в нем производственника — практика.
Нелегкими для армии настали времена, когда репрессировали всю ее верхушку. К чести отдельных работников НКВД, «мозги Вооруженных Сил» пытались уберечь. Возможно, поэтому в 1938 году, действуя на опережение костоломов Берии, ведущих авиаинженеров арестовали, вынудив подписать признание о вредительстве, судили и отправляли отбывать наказание в тюремное конструкторское бюро № 23.
Находясь в заключении, Мясищев работал в «спецтехотделе» и проектировал, как и Андрей Туполев и Владимир Петляков. Конструктор начал проектировать высотный бомбардировщик и быстро рассчитал и начертил эскизный проект самолета, что явилось основанием для «верхних инстанций» создать конструкторское бюро под руководством Владимира Мясищева. В нем и продолжена работа над самолетом.
В 1938 году Владимир Михайлович представил рабочий проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 с двумя мощными опытными двигателями М-120. Самолет имел много прогрессивных решений: шасси с носовой стойкой, герметичные кабины для экипажа и оборудования, дистанционно управляемое оборонительное вооружение. В начале войны на эвакуированном заводе выпускаются два первых опытных самолета этого типа.
На государственных испытаниях самолет достиг скорости полета 565 км/ч и высоты 11 500 м, однако дальность полета оказалась равной 2230 км, что значительно ниже запроектированной, и самолет в серию, к сожалению не пошел.
Решением Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1940 года Мясище досрочно освобожден от отбывания наказания.
После трагической гибели в 1942 году конструктора Владимира Петлякова возникла необходимость в продолжении работ по дальнейшему совершенствованию самолета Пе-2, основного пикирующего бомбардировщика нашей авиации. В связи с этим часть сотрудников ОКБ и сам Мясищев направлены на серийный завод, где выпускались самолеты Пе-2. За годы войны появилось не менее восьми модификаций этого бомбардировщика.
В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17, четырехдвигательного бомбардировщика с твердотопливным ракетным двигателем Jumo-004. Но в феврале 1946 года ОКБ оказалось расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Все ресурсы перешли Сергею Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.
Далее, до 1951 года Мясищев являлся заведующим кафедрой проектирования самолетов, деканом самолетостроительного факультета Московского авиационного института, профессором.
В начале 1950-ых годов конструктор подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тысяч километров. Иосиф Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 года решением правительства воссоздано ОКБ-23.
Самолет, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, спроектирован и построен всего через один год и десять месяцев после организации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолетов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолет 3М реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. На самолетах М-4 и 3М установлено девятнадцать мировых рекордов.
С 1956 года Мясищев становится Генеральным конструктором. Далее перед ОКБ поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и Владимир Михайлович разработал новый метод проектирования.
Выбранная компоновка: длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя ТРД потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959 году.
Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва противовоздушной обороны разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Мясищеву Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1957 по 1960 год в Конструкторском Бюро Мясищева разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23. Но осенью 1960 года ОКБ-23 расформировали, а штат передан в ОКБ-52 Владимира Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. На протяжении следующих семи лет Владимир Михайлович являлся начальником Центрального аэрогидродинамического института.
В ноябре 1966 года вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода в городе Жуковский Московской области, образованного на территории бывшей летно — испытательной и доводочной базы ОКБ-23.
Здесь под его руководством проводились работы по увеличению дальности полета самолетов за счет ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
В составе научно — производственного объединения «Молния», в которое предприятие включено в 1976 году, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На летно — испытательной базе ЭМЗ осуществлен комплекс атмосферных летных испытаний на аналоге корабля «Буран».
Скончался великий конструктор Владимир Мясищев 14 октября 1978 года. Похоронен на седьмом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Источник:
Мясищев Владимир Михайлович. – Текст : электронный //: [сайт]. – 2012. – https://ruspekh.ru/people/myasishchev-vladimir-mikhajlovich (дата обращения: 03.08.2020).
Рекомендуем к прочтению:
Бодрихин, Н. Великие самолёты мира. 100 историй о крылатых машинах, изменивших авиацию / Н. Бодрихин. – Москва : ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012. – 254 с. – Текст : непосредственный.