Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи История обыкновенных вещей От бумажного до электронного: история школьного дневника

От бумажного до электронного: история школьного дневника

Его прятали от родителей или же с радостью показывали всем вокруг. Школьный дневник — неотъемлемый атрибут учебной жизни. О том, почему раньше в него не ставили оценки, а также почему из современного дневника страниц не вырвать, — в нашем материале.
Уверены, что все читатели помнят — а некоторые и хранят — свои школьные дневники. У большинства они были похожи: толщиной с хорошую общую тетрадь, внутри — разлиновка под расписание уроков, запись домашних заданий, оценки и замечания. Лишь в последние лет 15 обложки дневников стали разноцветными, и у школьников появилась возможность выбирать, что будет видеть учитель, когда вызывает тебя к доске, — маленьких пони, Губку Боба, твой любимый автомобиль или рок-звезду. А до этого несколько десятилетий пятерки и тройки ставились в почти абсолютно одинаковый «главный документ советского школьника».

Школьный дневник, как и многое, является изобретением эпохи Просвещения. Общепринятой считается версия, что он был придуман в Англии в 1789 году педагогом Рональдом Кейрманом, причем в те времена дневник служил только для записи домашних заданий, а для отметок и замечаний были предназначены отдельные кондуиты.

От бумажного до электронного: история школьного дневника

В России школьный дневник появился примерно в середине XIX века, когда по всей империи начали открываться государственные гимназии. Немаловажно, что именно к середине XIX века у нас было введено производство бумаги при помощи парового двигателя, а в 1870-х годах в русском переплетном деле произошел технический переворот: перешли от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному. Поэтому-то и появились первые промышленным образом произведенные «Дневники для записывания уроков», форма которых, надо заметить, была утверждена Ученым комитетом Министерства народного просвещения. В конце XIX — начале ХХ века в распоряжении гимназистов и учеников земских школ стало больше вариантов дневника. Например, знаменитое издательство Сытина выпускало «Балльник», в котором, помимо возможности записи «домашек», появляется и табель для оценок. Сохранившиеся гимназические дневники удивляют строгостью нравов и правил: например, в них имелись отрывные билеты, которые учитель заполнял, разрешая гимназисту пропустить занятия или же пойти в вечернее время в театр.

На не менее знаменитой, чем сытинская, фабрике «Светоч» выпускались популярные календари для гимназистов под названием «Товарищ» — сочетание традиционного дневника и своеобразного справочника для учащегося на все случаи жизни. Появились они в 1884 году, а чуть позже стали выпускать и аналогичные календари для учениц в женских учебных заведениях — «Подруга». Девушки могли узнать из календаря, например, про комнатные растения и подвижные игры, а юноши — про правила футбола. Если привычные нам дневники в среднем по 48 листов, то в календарях-справочниках было около 250 страниц.

При всем этом табель с отметками в четверти, в полугодии или за учебный год был отдельным официальным документом.

Советская версия дневника появилась только в 1930–1934 годах — после проведения реформы, вводившей всеобщее обязательное начальное образование. Именно тогда дневник превратился в средство коммуникации между учителями и родителями: в него был включен табель, графы для оценок за поведение и замечаний. Эта версия выдержала проверку временем и до сих пор иногда встречается.

Читать полностью: https://www.mos.ru/news/item/41688073/#:~:text=
Источник фото на главной странице сайта asmar.ru