Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи История обыкновенных вещей От ныряльщиков к аквалангистам. Как человечество шло к созданию водолазного костюма

От ныряльщиков к аквалангистам. Как человечество шло к созданию водолазного костюма

Перед человеком простираются два космоса. Один — безжизненный и пока почти недоступный, другой — живой, близкий, но тоже наполненный огромным количеством опасностей. Человечество взаимодействует с водным космосом на протяжении всей своей истории, однако мечта о покорении океанских глубин на протяжении тысячелетий оставалась неисполнимой. Впрочем, уже в древности находились люди, которые пытались исправить несовершенство своего организма, неприспособленного к жизни под поверхностью воды, с помощью технологических устройств.
Голые ныряльщики
Создание удобного и работоспособного водолазного снаряжения в течение трех тысяч лет было для человечества несбыточной мечтой. В течение веков люди строили всё более крупные и совершенные корабли, покоряли моря и океаны, прокладывая по ним торговые пути, ведущие к самым отдаленным островам и континентам. Корабли периодически тонули — иногда унося с собой ценные вещи, которые людям хотелось вернуть. Возможность трудиться под водой требовалась и для более прозаических целей: нужно было чистить суда ниже ватерлинии от наросших ракушек и водорослей, строить мосты, плотины и прочие инженерные сооружения, проводить дноуглубительные работы и т. д.
Первые «естественные водолазы» были уже среди жителей древних Месопотамии, Египта и Крита — судя по тому, что археологи находят среди остатков материальной культуры этих цивилизаций жемчуг, а также весьма реалистичные изображения различных рыб и ракообразных. Но если эти древние ныряльщики и использовали какое-либо снаряжение, то оно ограничивалось тонкой пластиной, закрывавшей лицо, которую изготавливали из шлифованного рога или черепахового панциря. Пластина закреплялась на голове с помощью куска ткани, пропитанного смолой, обеспечивающей водонепроницаемость соединения.
Уже в те времена люди начали задумываться о том, как обеспечить ныряльщика воздухом с поверхности — чтобы продлить его пребывание под водой. Так, римлянин Флавий Вегеций в своем трактате о военном искусстве впервые упоминает о водолазном костюме и даже приводит его изображение.
«На голове водолаза надет кожаный мешок, что делает его похожим на подводного куклуксклановца. От верхней части его капюшона отходит трубка, верхний конец которой удерживается на поверхности пузырем, надутым воздухом. В одной руке он держит алебарду, а другой сжимает полудохлую рыбу. Любой человек, отважившийся спуститься под воду в таком снаряжении, неизбежно задохнулся бы уже через несколько минут», — иронически пишет Джозеф Н. Горз, автор классического труда «Подъем затонувших кораблей».
На протяжении веков множество инженеров предлагали свои варианты водолазных костюмов. Недостаток у них был всегда один: они являлись полностью неработоспособными.
Парад устрашающих диковин
Неудачные изыскания продолжились в эпоху позднего Средневековья и Нового Времени. Надо отметить, что уже в Средние века развитие подводной техники пошло двумя параллельными путями. Один из них — конструирование разного рода водолазных колоколов, которые потом эволюционировали в полноценные подводные лодки. Второй — создание более компактного индивидуального снаряжения, рассчитанного на одного человека и позволяющего ему выполнять какие-то работы под водой.
В частности, свой вариант сплошного водолазного костюма предложил Леонардо да Винчи — впрочем, он так и остался в его записных книжках.
Особого упоминания заслуживает изобретение британца Джона Летбриджа. В 1715 году он соорудил из древесины герметичный цилиндр с застекленным окошком спереди и двумя промасленными кожаными манжетами, в которые можно было высунуть руки, чтобы выполнить какую-либо работу. Цилиндр требовалось погружать в воду в горизонтальном положении — водолаз лежал в нем на животе. Дышал он воздухом, находящимся внутри цилиндра, — говорят, что его хватало на полчаса. Глубина погружения могла доходить до 12 морских саженей (около 22 метров). После тестирования этой машины в садовом пруду Летбридж испробовал ее на нескольких затонувших кораблях — и, как говорят, очень обогатился, поднимая сокровища, которые они перевозили.
Читать полностью: https://knife.media/diving-suit/

Источник фото на главной странице: сайт pinterest