Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Отец мультипликации Эмиль Рейно

Отец мультипликации Эмиль Рейно

Эмиль Рейно – французский изобретатель, художник и популяризатор науки, сын медальера и часовщика. Рейно с детства работал у отца в мастерской. С 1858 г. он начал осваивать ремонт и отладку оптических инструментов, а затем стал одновременно работать ассистентом парижского фотографа – портретиста Адама Саломона, занимаясь ретушью фотографий. В 1864 г. он стал помощником известного лектора и популяризатора науки аббата Муаньо, путешествуя с ним по Франции и учась у своего патрона мастерству популярной лекции.
Взяв за основу зоотроп, который позволял рассматривать движущиеся картинки через видоискатель, в 1876 г. Рейно усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарём, что позволяло насладиться зрелищем уже не одному-единственному зрителю, а многим одновременно. Рейно придумал заменить цилиндр аппарата мягкой лентой, на которой были укреплены желатиновые пластинки размером 4×5 см. Эти картинки через помещённое в центре зеркало отображались на экране. Кроме того, Рейно первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя её отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Он был и первым, кто синхронизировал изображение и звук, причём музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам.
С 1877 г. Рейно обосновался в Париже и стал читать собственные популярные лекции. В это же время он сконструировал праксиноскоп – оптический прибор, позволяющий видеть последовательность из нескольких рисунков как плавное движение. На протяжении последующих полутора десятилетий Рейно совершенствовал свой аппарат. В 1892 г. он приступил к публичной демонстрации такой последовательности картин на экране в парижском музее Гревен.
В 1892 г. состоялся первый показ мультипликационного фильма в парижском музее Гревен. Он показывал программы из нескольких сюжетов, сеанс продолжался пятнадцать –двадцать минут. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображение на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.
Рейно впервые применил некоторые приёмы, ставшие основой технологии мультипликации. В их числе – раздельное рисование персонажей и декораций.
В 1893–1894 гг. он создал свой шедевр «Вокруг кабины» (фр. Autour d’une cabine):
Но уже в 1895 рождение кинематографа нанесло ему сокрушительный удар: рукотворные ленты Рейно не могли соперничать с более быстрыми в производстве и более дешёвыми кинофильмами. Отчаявшийся изобретатель разбил свой аппарат и утопил его в Сене вместе с лентами, уцелели всего две из них, «Бедный Пьеро» (фр. Pauvre Pierrot) и «Вокруг кабины».
Заслуги Рейно перед анимацией переоценить трудно, но его нельзя назвать создателем первого в истории анимационного фильма, поскольку в производстве его фильмов не использовалась киноплёнка как носитель изображения.

Источник:
Отец мультипликации Эмиль Рейно – Текст : электронный // Liveinternet : [сайт]. 2009. – 10 февраля. – URL : https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post95878155/ (дата обращения: 05.04.2020).

Рекомендуем к прочтению:

Асенин С. В. Мир мультфильма : идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран / С. В. Асенин – Москва : Искусство , 1986. – 287 с.

Бабиченко, Д. Н. Искусство мультипликации / Д. Н. Бабиченко – Москва : Искусство, 1964. – 114 с. – (Библиотека книголюбителя).

Мастера советской мультипликации / составитель Д. Н. Бабиченко. – Москва : Искусство, 1972. – 191 с. – (Мастера советского кино).

Олешко, В. П. Так рождаются мультфильмы / Д. Н. Олешко – Минск: Полымя, 1992. – 61 с.