Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые "Пионеры самолётостроения" (17 декабря 1903 года) - первый в мире полёт на самолёте братьев Райт

«Пионеры самолётостроения» (17 декабря 1903 года) — первый в мире полёт на самолёте братьев Райт

К появлению грандиозного изобретения всегда причастно немало людей. Но истории всегда важно имя того, кто сделал решающий шаг к нему. Для всемирной авиации такими личностями стали американские братья Уилбер и Орвилл Райт – создатели первого самолёта. Они продемонстрировали человечеству свой планер, который стал грандиозным прорывом вперёд по освоению воздушного, а затем и, космического пространства. 17 декабря 1903 года братья Райт совершили первый управляемый полёт на аппарате тяжелее воздуха «Флайер — 1», который был оснащён двигателем. Первое их знакомство с летающим аппаратом состоялось в 1878 году, когда их отец принёс домой игрушечный геликоптер, который летал на резиновой тяге. Впоследствии братья увлеклись воздушными змеями и вступили в клуб любителей воздушных змеев. Детская игра выросла в увлечённость идеей полёта человека на управляемой машине тяжелее воздуха. Уилбер и Орвилл Райт бредили изобретательством, и они решили построить планер. Братья  очень хотели, чтобы у них всё получилось, поэтому решили определить все условия успешного полёта. Они наблюдали за полётами птиц, следили за движением ветра, вихрями пыли, за тем, как летит листок, брошенный с высоты. Приступая к строительству они пытались понять какой формы крылья будут лучшими, они по-разному сгибали листья картона, иногда металла, подбрасывали их вверх и следили, как летят они в воздушном потоке. Пластинки разной формы вели себя по-разному. Одни переворачивались в воздухе, другие летели камнем вниз. И дело было не только в форме, но и в толщине пластинки, и в том, как изогнут её край. Оказывается крылья должны были быть такими, чтобы края их легко изгибались по воле лётчика, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз. Тогда планерист сможет выравнивать планер или накренять его. Крылья с подвижными краями были самым важным изобретением. Планер был готов в октябре 1900 года. После нескольких полётов на привязи Уилбер решил пуститься в свободный полёт. Всё получилось, планер взлетел и начал парить над склоном холма. Потом он плавно опустился на землю. Множество раз взлетали братья на нём, и каждый раз удачно. Окрылённые успехом, братья Райт стали строить следующий планер, ещё лучше и совершеннее. Он был больше и лучше первого, но всё же полёты оставались короткими. Изобретатели продолжали работать. Они строили сначала малые модели, потом большие планеры, постоянно проводили испытания. Оказалось, что лучше летит планер, у которого длина крыльев в шесть раз больше ширины. А у прежних планеров длина крыльев была в три раза больше ширины. Летом 1902 года Орвилл и Уилбер собрали третий планер. И на нём испытали свою последнюю находку – подвижный хвост. Они соединили проволокой управление изгибом крыльев и хвоста. Когда края крыльев наклонялись, хвост поворачивался так, чтобы принять на себя напор ветра. Этим самым он не давал планеру повернуться. Это было новое изобретение – вертикальный руль, одна из важных и необходимых частей будущего самолёта. И всё-таки многое не устраивало братьев Райт в их машине. В воздухе она держалась минуты две-три и полностью зависела от ветра, а это двигатель ненадёжный. И тогда Уилбер предложил прикрепить к планеру спереди винт, который очень быстро будет вращаться. Ввинчиваясь в воздух, он потянет за собой и машину. Винт будет создавать свой собственный ветер, нужный планеру. А приводить винт в движение будет двигатель внутреннего сгорания – автомобильный мотор. Райты сами сделали мотор, несколько изменив конструкцию. А каким должен быть винт? Много времени ушло на споры и рассуждения. Но в конце пришли к выводу, что пропеллер каждый раз нужно ставить в зависимости от того, какая машина. Пропеллеры сделали из крепкой фанеры, склеенной в несколько слоёв. Насадили их на стальные оси и прикрепили позади крыльев планера. Больше месяца продолжалась сборка самолёта. В сентябре 1903 года начались испытания, но всё закончилось неудачей, потому что треснула стальная ось, когда запустили пропеллеры. Лишь 20 ноября исправленную ось привезли из Дейтона. Дальше условия для полётов становились всё хуже, т.к. наступила зима. Но возвращаться и откладывать испытания до следующего лета братья ни за что не хотели. 17 декабря Райты вновь проводят испытания. «При всей своей опытности и умении, приобретённых в тысячах полётов, я бы не решился теперь произвести первый полёт на неиспытанной машине при скорости ветра около пятидесяти километров в час. После многолетнего опыта я с изумлением оглядываюсь назад на нашу смелую попытку лететь в таких условиях на новой, неиспытанной, машине…» – писал много лет спустя Орвилл Райт. Мотор запущен, машина пробежала около двенадцати метров и поднялась в воздух. Первый полёт продолжался двенадцать секунд. Самолёт пролетел тридцать шесть метров. Своим экспериментом братья Райт доказали, что полёты на аппаратах тяжелее воздуха возможны. А ведь совсем недавно в это мало кто верил. «Флаер» заинтересовал военные министерства некоторых стран и одну из крупных компаний, занимавшихся продажей вооружений в Европу. В числе заинтересованных были и американские вооружённые силы. Государства заключали контракты на поставку «флаеров» и обучение пилотов, репортёры стекались к изобретателям сотнями. А самим братьям Райт теперь было обеспечено не только состояние, но и место в истории. Братья Райт были не только пионерами авиации, но и первыми активистами в борьбе за защиту авторских прав. Три года они отстаивали свои права на изобретение принципа управления самолета, и 22 мая 1906 года получили патент США №821393 на «Летающую машину». Впоследствии, им не однократно приходилось выступать в суде против предпринимателей и конструкторов, заимствовавших идеи Райтов без их согласия.

Источник:

Братья Райт: история полёта. – Текст : электронный // Российское образование : [сайт]. – 2018. – URL: https://edu.ru/news/eksklyuzivy/bratya-rayt-istoriya-poleta

Рекомендуем к прочтению:

1.Всеобщая история изобретений и открытий – Москва : Эксмо, 2011. – 544 с. : ил. – Текст : непосредственный.

2. Орлова, Н. Техника: Энциклопедия / Н. Орлова – Москва : «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2000. – 399 с. – Текст : непосредственный.

3. Рылёв, Ю. И. XX век: энциклопедия изобретений. 5000 событий мирового технического прогресса / Ю. И. Рылёв – Москва : «Звонница-МГ», 2007. – 520 с. – Текст : непосредственный.

С более подробным обзором можете познакомиться

https://idea.vrnlib.ru/wp-content/uploads/2020/12/Bratya-Rajt-1.pdf