Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Пироцкий Фёдор Аполлонович

Пироцкий Фёдор Аполлонович

Русский инженер и изобретатель. Смелый новатор и экспериментатор в области передачи электроэнергии на расстояние. Автор проекта освещения Литейного моста и централизованного распределения электроэнергии для освещения Санкт-Петербурга
Передача электрической энергии на расстояние
В 1874 г. русский военный инженер Ф.А. Пироцкий пришёл к выводу об экономической целесообразности производства электрической энергии в тех местах, где она может быть дёшево получена благодаря наличию топлива или гидравлической энергии, и передачи её по линии к более или менее отдалённому месту потребления. «В виду громадных издержек, необходимых на содержание паровых движителей больших заводов и фабрик, нам пришла мысль о возможности передачи работы воды, как самого дешёвого движителя, на известное расстояние посредством гальванического тока, полученного какою-либо динамомашиною. У нас в России передача работы может иметь огромное применение, в чём нетрудно убедиться, взглянув на карту».
В сентябре 1874 г. на Волковом поле в Петербурге Ф.А. Пироцкий произвёл в больших по тому времени масштабах опыты, показавшие возможность передачи на расстояние значительных электрических мощностей.
Шестисильная динамомашина, приводимая в движение паровым локомобилем, давала ток, передававшийся по проводам на расстояние 50 метров. Здесь была установлена вторая динамомашина, приводимая в действие током, поступавшим от первой.
Передача тока по рельсам на расстояние
В 1874–1876 гг. инженер Ф.А. Пироцкий провёл ряд опытов по передаче тока по рельсам на расстояние 1 км. Для этой цели он использовал заброшенный участок Сестрорецкой железной дороги, один из рельсов которой был прямым проводом, а другой – обратным.
В 1876 г. Ф.А. Пироцкий установил электрический двигатель на одном из вагонов Петербургской конно-железной дороги. После серии проведённых испытаний, 22 августа 1880 г. в 12 час. дня, в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России была проверена возможность движения трамвайного вагона «электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».
Вагон первого в мире электрического трамвая двигался с 40 пассажирами со скоростью 10-12 км/час. Питание вагона осуществлялось через рельсовые пути при напряжении постоянного тока100 В.
В 1890-х гг. XIX века в Петербурге была сделана успешная попытка эксплуатации электрического трамвая. Зимой 1895 г. открылось трамвайное движение не по улицам, а по невскому льду – на зимнем переходе через реку. Трамвай был построен русской электрической фирмой М.М. Подобедова.

Список источников:
Пироцкий Фёдор Аполлонович – Текст : электронный // Музей истории энергетики Северо-Запада : [сайт]. – URL : http://energomuseum.ru/expo/personalii/pirockii-fedor-apollonovich/
(дата обращения: 30.06.2021).

Рекомендуем к прочтению:
Ржонсницкий, Б. Н. Трамвай – русское изобретение – Москва : Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1988. – 84 с.