Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Потаённое судно Ефима Никонова 1721 год

Потаённое судно Ефима Никонова 1721 год

( 1690–1728 )

Проблема подводного плавания занимала умы многих людей ещё во времена глубокой древности. Практическое её решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники, которые в то время были не на высоте. Тем не менее Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море как подводные лодки.
Первую подводную лодку предложил построить крестьянин Ефим Никонов. Корпус судна он предлагал выполнить в виде бочки, а в качестве движителя использовать весла. Она и вошла в историю как «потаенное судно» Ефима Никонова. Название судно получило странное – «Морель».
Ефим Прокопьевич Никонов родился в подмосковном селе Покровское, был опытным мастером-плотником. При прохождении службы в рекрутах был определён для работы на верфях, где строились военные корабли. Именно тогда у Никонова зародилась идея о создании «потаенного судна» для уничтожения вражеских кораблей.
В 1718 году «за мзду небольшую» Ефим Никонов продиктовал стряпчему челобитную на имя царя Петра I, но ответа из Санкт-Петербурга не последовало. Тогда через год была отправлена вторая челобитная, которая дошла до царя. Суть челобитной заключалась в том, что: «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли. хотя бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием своего живота, ежели будет неугодно». В том же документе было отмечено, что судно это «будет ходить в воде потаенно». Петр I прочитав челобитную, распорядился доставить Ефима Никонова в Санкт-Петербург и 13 января 1720 года в домике на Неве у них состоялась встреча. Содержание беседы при встрече неизвестно, но в результате царь, заинтересовавшись проектом, приказал «таясь чужого глаза» немедленно приступить к постройке. Так, 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия оформила указ: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно сделать, а что к тому делу надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из помянутой конторы, а припасов по его же требованию из конторы Адмиралтейских дел. Денежное жалование с начала его работы давать по три алтына, две деньги в день и ныне в зачет выдать пять рублей». Ефима Никонова и выделенных под его начало мастера, бочара и десятерых солдат-плотников Головин немедленно приказал занести в «Ведомость об окладах и жалования разным лицам, состоящим у адмиралтейского дела». Таким образом, Никонов, получив звание «мастера потаенных судов», официально приступил к строительству опытного «судна-модели» на специальном участке Галерного двора. Работу начали с сооружения сарая, первую русскую подлодку строили тайно, оберегая от посторонних глаз. Сарай построили быстро, соорудили и подобие стапеля с уходящими под воду брусьями. По техзаданию требовалось построить уменьшенную модель, так распорядился царь.
3 марта 1720 года прототип судна был заложен, при этом присутствовали чиновники от генерал-майора Головина и писарь с доской. При написании названия судна, писарь допустил ошибку, и судно получило название «Морель» вместо запланированного «Модель». Буквально через год судно было готово к спуску.
В 1721 году Петр I назначил испытания, которые проходили на реке Нева. С выстрелом пушки «Морель» погрузилась и медленно отошла от берега, вскоре раздался второй выстрел, служивший сигналом к всплытию, и судно показалось над водой. При повторном погружении произошла авария, через кожаные уплотнения вёсел вода стала поступать внутрь судна. Спасти «Морель» удалось, спасением первых подводников руководил лично государь. Неудача не смутила царя, Петр I заявил: «чтоб никто конфуз в вину не ставил». Работы решено было продолжить.
По замыслу Ефима Никонова и Петра I судно задумывалось как боевое. Изобретатель предлагал вооружить судно пушкой. Однако от идеи отказались, так как установить орудие на ПЛ в то время было невозможно. В 1721 году после неудачных испытаний родилась идея вооружить судно «огненными трубами». Именно с этого времени судно Ефима Никонова стало называться «потаенным огненным судном». Судя по сохранившимся документам, планы вооружения судна «огненными трубами» претворялись в жизнь. В августе 1724 года по указанию царя Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «В главную артиллерию послать преморию и требовать, дабы к «потаенному судну» десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии».
Интересен тот факт, что Петр I принимал непосредственное участие в постройке судна, давал указания и предлагал свои технические решения. Поэтому первую русскую субмарину можно рассматривать как совместный проект Петра I и Ефима Никонова. Не менее интересно и то, что Ефим Никонов предлагал изобрести водолазный костюм, который предназначался для того чтобы человек, облачившийся в него, мог выйти из судна в подводном положении и установить на вражеском корабле мину. Костюм предполагалось выполнить из кожи, а шлем – деревянным со стеклом, в качестве уплотнительной манжеты на шлеме также планировалось использовать кожу, воздух же в костюм должен был подаваться с судна через специальный шланг.
Но 28 января 1725 года Петр I умер. Ефим Никонов лишился влиятельного покровителя и защитника. В марте 1725-го он докладывал адмиралтейству – «потаенное судно на пробу сделал», но испытания прошли неудачно. 7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы над «потаенным судном». Впоследствии, в 1726 и 1727 годах, были ещё испытания, которые тоже окончились неудачей.
29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было принято решение о прекращении работ над «потаенным судном». Никонов был обвинён в «недействительных строениях», разжалован в «простые адмиралтейские работники» и сослан в отдалённое Астраханское адмиралтейство, где в тот момент строились корабли для Каспийской флотилии. «Потаенное судно» Никонова многие годы хранилось «от чужого глазу» в закрытом сарае, пока совсем не истлело.
В течении 10 лет Ефим Никонов упорно трудился над созданием подводного судна, способного истреблять неприятельские корабли. В век деревянного судостроения он взялся за постройку первой в мире боевой подводной лодки, которая должна была обладать большой прочностью и герметичностью. Эта задача при тогдашнем уровне техники была невыполнимой. Следует учесть и ту неблагоприятную обстановку, в которой протекала деятельность Никонова. Чиновники-иноземцы презрительно относились к простому русскому крестьянину, а многие соотечественники, принимавшие участие в постройке «потаенного судна», не верили изобретателю. Несмотря ни на что, Ефим Никонов упорно продолжал начатую работу.
В наше время это судно реконструировали и сейчас оно стоит в Сестрорецке, около Петропавловской церкви, на берегу Сестрорецкого разлива, а его создателю поставили памятник.

Источник:
Перфильев, С. Потаённое судно Ефима Никонова 1721 год. / С. Перфильев. – Текст : электронный // Каропка.Ру : [сайт]. – 2018. – https://karopka.ru/community/user/23525/?MODEL=505185&p=1&PAGEN_1=1 (дата обращения: 29.06.2020).

Рекомендуем к прочтению:
Басин, Я. З. И творцы, и мастеровые / Я. З. Басин. – 2-е изд. – Минск : Вышэйшая школа, 1988. – 222, [2] с. : ил.