Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Школьная доска

Школьная доска сейчас кажется непременным атрибутом учительского дела. Но так было не всегда. Доска во все времена решала определенные учебные и гигиенические задачи, несмотря на все модернизации, которые существовали.
Доска должна быть удобна для работы школьника и педагога, иметь современный дизайн, соответствующий времени.
Знать историю доски полезно и интересно, ведь своими корнями она уходит в Первобытный мир.
Привычная всем чёрная классная доска – относительно недавнее изобретение. Если история педагогики как искусства организованной передачи накопленных знаний новому поколению насчитывает несколько тысяч лет (первые школы появились в III тысячелетии до нашей эры), то необходимость выступить перед группой учеников и подкрепить учебный материал визуально на носителе достаточно крупного формата, наконец созрела и разрешилась только в середине XVIII века.
Получается, что как минимум пять тысяч лет учителя спокойно обходились без классных досок. Если говорить об исключительно технической стороне вопроса, а не о её практическом применении именно учителем, первым предметом, который позволял многократно наносить на него знаки и рисунки, стала деревянная дощечка.
До середины XIX века больших школьных досок, которые висели бы на стене перед всеми детьми, в российских школах не было. Зато у каждого ученика была собственная маленькая доска, называвшаяся аспидной или грифельной. По виду она напоминала современные планшеты и была сделана из тонкого, но прочного слоя черного сланца, обрамленного деревянной рамой. Писали на аспидных досках грифелем или палочкой из алюминия, а потом стирали написанное обычной тряпкой. Это обходилось дешевле, чем писать чернилами на бумаге.
Соединить несколько небольших аспидных досок в одну большую и закрепить их на стене впервые догадался в начале XIX века Джеймс Пилланс, директор одной из шотландских школ. Оно давало возможность сопровождать устный рассказ наглядными иллюстрациями, а главное –вызывать учеников к доске, чтобы они отвечали перед всем классом.
Почти одновременно с Пиллансом практику использования крупноформатной школьной доски ввёл в США английский математик Джордж Барон. В 1801 году он работал профессором математики в Военной Академии США (Вест-Пойнт), и одну из своих лекций иллюстрировал пометками мелом на школьной доске. Как выяснилось, это оказалось наиболее эффективным способом демонстрации сложных формул большой аудитории студентов.
Процесс распространения классных досок в США был настоящей эпидемией: уже к 1809 году они были в каждой школе Филадельфии. Тогда их изготавливали из грубых сосновых досок и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.
К 1840 году такие доски стали производить в промышленных масштабах из качественно обработанной плотной древесины с нанесением керамического покрытия. В XX веке доски стали металлическими, а в 30-х годах цвет покрытия превратился из чёрного в зелёный.
Тогда же практически полностью прекратилось производство аспидных досок – и благодаря появлению школьных досок, и благодаря развитию бумажной индустрии. Мода на школьные доски распространялась, как эпидемия, и к середине XIX века добралась до России. Так, поначалу в США сколачивали сосновые доски и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи. Позже школьные доски стали производить не из сосны, а из более плотной древесины. Сверху на них наносили керамическое покрытие – такие доски получались дорогими, но долговечными, или просто красили матовой эмалью.
В советское время на смену деревянным школьным доскам пришли дешёвые доски из ДВП или ДСП, обрамленные алюминиевым уголком. С середины прошлого века стали популярны трехсекционные модели – из досок на шарнирах, открывающихся, как створки окна. В 80-е годы самые продвинутые учителя летом приглашали в классы родителей, чтобы они своими силами соорудили новомодный вариант – «сэндвич» из нескольких досок, раздвигавшихся подобно дверцам шкафа-купе. Затем распространилась мода на зеленый цвет как более щадящий для зрения. Неизменным оставалось лишь одно – на всех этих досках писали мелом. И каждый раз его приходилось стирать тряпкой, пачкая руки. Чтобы в классе не было пыли, специально назначенный дежурный должен был следить, чтобы тряпка всегда была мокрой и чистой.
Лишь в 90-е годы тряпки наконец-то заменили специальными ластиками для стирания, а сами доски стали делать на металлической основе, чтобы к ним можно было прикреплять наглядные пособия на магнитах. На смену краске и пластику пришли специальные эмали, которые не бликуют на солнце. Открытием XXI века стало керамическое покрытие и использование шероховатого фарфора, рассчитанного на десятки лет службы. Однако даже такие высокотехнологичные доски сейчас постепенно вытесняются интерактивными.

Источник фото на главной странице: сайт CatherineAsquithgallery (https://catherineasquithgallery.com/raznye-fony/11831-fony-shkolnye-177-foto.html)