Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Сухой Павел Осипович

Сухой Павел Осипович

Павел Осипович Сухой родился 10 (22) июля 1895 г. в селе Глубоком Виленской губернии. Теперь Глубокое – районный центр Витебской области Беларуси. С 1905 г. по 1914 г. учился в Гомельской гимназии.
В 1914 г. поступил вольнослушателем на механико-математический факультет МГУ, где слушал лекции по механике полёта профессора Н. Е. Жуковского. В 1915 г. он становится студентом Императорского училища.
Одновременно с учёбой, приступает к разработке конструкции самолёта, знакомится с лётчиками и восторженно слушает их рассказы о полетах.
В 1916–1918 гг. П. О. Сухой прошёл путь от юнкера до подпоручика, некоторое время служил на Северо-Западном фронте.
В 1918–1930 гг. он работал преподавателем математики в школах Лунинца и Гомеля.
В 1921 г. П. О. Сухой приступает к учёбе в МВТУ. В 1924 г., еще до окончания МВТУ, он поступил чертёжником в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Б. Жуковского (ЦАГИ) для того, чтобы получить опыт выполнения чертежей отдельных частей конструкции самолёта, определения допусков и составления технологических пояснений, выносимых на сборочные чертежи. Из большого числа техников и чертежников А. Н. Туполев выделил П. О. Сухого и стал руководителем его дипломного проекта: «Одноместный истребитель с мотором 300 л. с.». За чёткий доклад и продуманные ответы дипломный проект заслужил отличной оценки.
По окончании вуза стал работать инженером-конструктором в ЦАГИ. Осенью 1925 г., недавно назначенному молодому начальнику конструкторской бригады П. О. Сухому, поручается проектирование цельнометаллического истребителя, способного развивать высокую скорость и обладающего мощным пулемётным вооружением. Собранный самолёт, названный И-4(АНТ-5) успешно прошел лётные испытания, начавшиеся летом 1927 г. Достигнутые лётные характеристики И-4 были намного выше, чем у лучших зарубежных истребителей. С тех пор каждый новый самолёт, созданный П. О. Сухим, всегда обладал летно-техническими характеристиками, превышающими самые лучшие достижения военных самолётов в мире.
В 20-30 гг. П. О. Сухим, под общим руководством А. Н. Туполева, были разработаны истребители И-4 (1926-1927), И-14 (1932-1934). Он сконструировал самолёт РД (АНТ-25), на котором советские лётчики совершили в 1938 г. беспосадочные полёты из Москвы через Северный полюс в США., и «Родина» (АНТ-37). На этой машине советские лётчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и М. М. Раскова установили в 1938 г. женский международный рекорд дальности полёта. В 1937–1939 гг. П. О. Сухой участвовал в создании боевого многоцелевого самолёта Су-2. Во время Великой Отечественной войны 893 такие машины вели воздушные бои с противником.
В 1939 – 1940 гг. П. О. Сухой работал главным конструктором на заводе в Харькове.
В 1940–1949гг. – главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942–1943 гг. под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6.
В 1949–1953 гг. – снова заместитель главного конструктора в КБ А. Н. Туполева.
В 1953 г. – возглавил ОКБ-1 в качестве генерального конструктора, в 1954–1975 гг. – главный генеральный конструктор завода №51 в Москве.
В послевоенные годы П. О. Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После создания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полета, вдвое превысившей скорость звука. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 (истребитель 4 поколения, до сих пор находятся на вооружении российских ВВС). Был также разработан ряд не реализованных проектов, например, Су-13. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов, из которых 30 были запущены в производство.
Скончался Павел Осипович Сухой 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Самолёты ОКБ П. О.Сухого получили всемирное признание. Последняя боевая машина АООТ – многофункциональный Су-30МК истребитель поколения «4++» по манёвренности и комплексу вооружения является одним из лучших в мире.
За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники П. О. Сухой награждён золотой медалью им. Академика А. Н. Туполева (1975). В 1955 г. за самолёты Су-7Б и Су-9 присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 г. к 70-летию награждён второй золотой звездой Героя Социалистического Труда. В 1965 г. награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденом Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933), Знак Почёта (1936).
Сталинская премия (за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 – посмертно).
В 2004 г. именем П. О. Сухого названа улица в Москве; его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ). В школе № 1 города Глубокое в 1985 г. создан музей П. О.Сухого. В 1977 г. в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому. В 1987 г. именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска.

Источник:
Сухой Павел Осипович – Беларусские имена в истории – Текст : электронный // Республиканская научно-техническая библиотека : [сайт]. – URL : http://rntbcat.org.by/belnames/F_HTM/Suhoj.HTML. (дата обращения: 18.05.2022).