«Свет мой, зеркальце, скажи…»
«Разве мы не усвоили из тысячелетнего опыта,
что вещи перестают говорить,
когда мы всё ближе подносим к ним
визуальное зеркало их внешности?
Внешность всегда плоска», – писал Франц Марк…
Увидев собственное отражение в чистой водной глади, человек не захотел расстаться со своим двойником и возжелал встречаться с ним всегда и всюду. Так родилось зеркало. Наделённое таинственной силой, зеркало в древности считалось магическим предметом, отражающим не только образы материального мира, но и суть, и секреты мироздания в сознании человека.
В древнегреческой мифологии зеркало − эмблема «всевидящего ока».
В странах Древнего Востока зеркала появились ещё в бронзовом веке.
К веку железному они были распространены во всех очагах цивилизации от Восточной Азии до Америки. До изобретения зеркал люди пытались шлифовать и полировать самые различные материалы, используя камни (пирит, горный хрусталь) и металлы (золото, серебро, бронзу, олово, медь).
Возраст самых древних зеркал – около 5 тысяч лет. Обычно зеркала имели круглую форму и гладко отполированную лицевую сторону. Оборотную сторону зеркал украшали узорами, рельефными изображениями животных, а также бытовых сцен.
Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. Венецианские стеклодувы стали делать выпуклые зеркала: выдувался большой шар, в него через трубку вливали расплавленное олово или смесь свинца с сурьмой. Когда металл, растёкшийся по внутренней поверхности, остывал, стекло разбивали и мастер придавал осколкам нужную форму.
XIV век отразился в зеркалах со всей своей утончённой любезностью, блеском и роскошью. Зеркала всех форм и размеров – карманные и туалетные, круглые и прямоугольные, сделанные из золота и серебра, олова и горного хрусталя – были украшены тонкой резьбой.
В ХV в. мастерство венецианских стеклодувов поднялось на недосягаемую высоту. Тайна сотворения стекла хранилась на острове Мурано, в укромной морской лагуне недалеко от Венеции. Специально созданный Совет Десяти под предлогом предотвращения пожаров в городе держал прославленных мастеров, как узников, на острове, обеспечив себе тем самым полную монополию на производство стекла.
В 1516 г. братья Андреа и Доменико из Мурано создали первое зеркало из цельного хрустального стекла. Получилось чистейшее блестящее зеркальное полотно.
В ХVI в. расцвет искусств и наук пробуждает тотальную тягу к эстетическому во всем. Зеркала начинают обрамлять.
Зеркало в раме – произведение искусства, волшебный феномен замкнутости неограниченного.
Сначала появляются простые, без особых изысков рамы из древесины ореха, каштана или тополя, а затем в северных странах – более сложные, подобные обрамлению живописных картин или готических окон.
Особой разновидностью были восьмиугольные зеркала, оправленные в бронзу, выложенную миниатюрными мраморными пластинками, или обрамлённые агломератным стеклом, окрашенным лазуритом, покрытым позолотой или же простой белой эмалью с вкраплениями кораллов, они декорировались завитками.
В 1665 г. в парижском предместье Сен-Антуан появился первый зеркальный завод, а в 1695 г. все производители стекла во Франции объединились и начали конкурировать с венецианцами.
В ХVII в. абсолютной законодательницей художественного вкуса провозглашается Франция. В обрамлении для зеркал строгая итальянская архитектурность уступает место неуёмной пышности. Архитектурные рамы вытягиваются, расцветают роскошными гирляндами и связками фруктов. Гостиные, будуары и даже комнаты для занятий украшались большими зеркалами. Во дворцах Фонтенбло, Шамбор и, конечно, в Версале, целые зеркальные галереи отражали вельможные процессии и балы, расширяли пространство, словно лишая помещение стен, наполняя утроенным светом люстр и свечей.
ХIХ век принёс новые технические усовершенствования (теперь стекло озеркаливали серебром вместо ртути). Массовое и дешёвое копирование привело к падению вкусов. Лишь на закате столетия технология и красота вновь соединились на краткий миг жизни стиля модерн, нашедшего себя, между прочим, и в причудливой утончённости зеркальных обрамлений.
В России в Эпоху Петра I зародилось много новых ремёсел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик.
В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьёвых горах в Москве. Появились и другие заводы, причём в России зеркальные стёкла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.
С началом ХХ века зеркала теряют свою экзотику. Они становятся привычным предметом домашнего обихода, их всё шире применяют в технике. В наши дни с помощью отражённых солнечных лучей варят металл, обогревают дома, готовят пищу. Существуют гелеокухни, гелиоопреснители и другие установки, в которых вогнутые параболические зеркала – основной рабочий орган. Принцип действия таких установок не сложный. В фокусе зеркала помещается сосуд − кастрюля для приготовления пищи, выпаривания воды, а обслуживание сводится к тому, чтобы держать отражающую поверхность постоянно направленной на солнце.
С помощью зеркал повышают урожайность семян, излечивают их от болезней. Облученные солнцем семена прорастают быстрее и урожай дают выше (но если их просто положить на солнце эффекта не будет – нужен «солнечный зайчик»).
Не осталась в стороне и медицина. Многие болезни отступают под действием солнца. Проводятся сеансы «светового массажа»: солнечный луч, благодаря колебательным движениям зеркала усиленный в 40 раз, помогает людям избавляться от радикулита, астмы, хронической пневмонии.
А гигантские радиотелескопы? Размер некоторых из них достигает в поперечнике километра, что позволяет заглянуть в глубины Вселенной. Состоят эти телескопы из сотен металлических зеркал, установленных на специальном основании. А каких только нет прожекторов и маяков! Прототипом их послужил фонарь, изобретённый И.П. Кулибиным в ХVIII веке. Он представлял собой ряд зеркальных пластинок, перед которыми помещали обычную свечу.
По мнению кандидата технических наук Виталия Правдивцева, зеркало способно фиксировать эмоции человека, а затем служить своего рода передатчиком, возвращая их тому, кто будет впоследствии в него смотреться. В пользу этого мнения говорит и случайно обнаруженное свойство зеркал запоминать, а затем транслировать информацию, выявленное в ходе проведения эксперимента по изучению биологически активных радиоволн доктором биологических наук Петром Гаряновым и кандидатом технических наук Георгием Тертышным. Фактически, результаты данного эксперимента в какой-то степени подтверждают гипотезу о том, что у зеркал есть память. И если, по мнению того же Петра Гарянова, человек на всем без исключения оставляет отпечаток своей личности в виде собственных мыслей и эмоций, то зеркало, имея память, способно запоминать любую информацию, исходящую от человека, — а значит, оказывать воздействие на него. Поэтому, глядя на себя в зеркало, всегда желайте себе здоровья и удачи. В случае переутомления или болезни смотритесь в зеркало как можно реже. И старайтесь не только никогда не ругать себя перед зеркалом, но и чаще подходить к нему с улыбкой и хорошим настроением. Зеркало усилит заданную вами программу, поможет снять стресс и настроит вас на позитив.