Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи История обыкновенных вещей «Свет мой, зеркальце, скажи…»

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

«Разве мы не усвоили из тысячелетнего опыта,
что вещи перестают говорить,
когда мы всё ближе подносим к ним
визуальное зеркало их внешности?
Внешность всегда плоска», – писал Франц Марк…

Увидев собственное отражение в чистой водной глади, человек не захотел расстаться со своим двойником и возжелал встречаться с ним всегда и всюду. Так родилось зеркало. Наделённое таинственной силой, зеркало в древности считалось магическим предметом, отражающим не только образы материального мира, но и суть, и секреты мироздания в сознании человека.
В древнегреческой мифологии зеркало − эмблема «всевидящего ока».
В странах Древнего Востока зеркала появились ещё в бронзовом веке.
К веку железному они были распространены во всех очагах цивилизации от Восточной Азии до Америки. До изобретения зеркал люди пытались шлифовать и полировать самые различные материалы, используя камни (пирит, горный хрусталь) и металлы (золото, серебро, бронзу, олово, медь).
Возраст самых древних зеркал – около 5 тысяч лет. Обычно зеркала имели круглую форму и гладко отполированную лицевую сторону. Оборотную сторону зеркал украшали узорами, рельефными изображениями животных, а также бытовых сцен.
Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. Венецианские стеклодувы стали делать выпуклые зеркала: выдувался большой шар, в него через трубку вливали расплавленное олово или смесь свинца с сурьмой. Когда металл, растёкшийся по внутренней поверхности, остывал, стекло разбивали и мастер придавал осколкам нужную форму.
XIV век отразился в зеркалах со всей своей утончённой любезностью, блеском и роскошью. Зеркала всех форм и размеров – карманные и туалетные, круглые и прямоугольные, сделанные из золота и серебра, олова и горного хрусталя – были украшены тонкой резьбой.
В ХV в. мастерство венецианских стеклодувов поднялось на недосягаемую высоту. Тайна сотворения стекла хранилась на острове Мурано, в укромной морской лагуне недалеко от Венеции. Специально созданный Совет Десяти под предлогом предотвращения пожаров в городе держал прославленных мастеров, как узников, на острове, обеспечив себе тем самым полную монополию на производство стекла.
В 1516 г. братья Андреа и Доменико из Мурано создали первое зеркало из цельного хрустального стекла. Получилось чистейшее блестящее зеркальное полотно.
В ХVI в. расцвет искусств и наук пробуждает тотальную тягу к эстетическому во всем. Зеркала начинают обрамлять.
Зеркало в раме – произведение искусства, волшебный феномен замкнутости неограниченного.
Сначала появляются простые, без особых изысков рамы из древесины ореха, каштана или тополя, а затем в северных странах – более сложные, подобные обрамлению живописных картин или готических окон.
Особой разновидностью были восьмиугольные зеркала, оправленные в бронзу, выложенную миниатюрными мраморными пластинками, или обрамлённые агломератным стеклом, окрашенным лазуритом, покрытым позолотой или же простой белой эмалью с вкраплениями кораллов, они декорировались завитками.
В 1665 г. в парижском предместье Сен-Антуан появился первый зеркальный завод, а в 1695 г. все производители стекла во Франции объединились и начали конкурировать с венецианцами.
В ХVII в. абсолютной законодательницей художественного вкуса провозглашается Франция. В обрамлении для зеркал строгая итальянская архитектурность уступает место неуёмной пышности. Архитектурные рамы вытягиваются, расцветают роскошными гирляндами и связками фруктов. Гостиные, будуары и даже комнаты для занятий украшались большими зеркалами. Во дворцах Фонтенбло, Шамбор и, конечно, в Версале, целые зеркальные галереи отражали вельможные процессии и балы, расширяли пространство, словно лишая помещение стен, наполняя утроенным светом люстр и свечей.
ХIХ век принёс новые технические усовершенствования (теперь стекло озеркаливали серебром вместо ртути). Массовое и дешёвое копирование привело к падению вкусов. Лишь на закате столетия технология и красота вновь соединились на краткий миг жизни стиля модерн, нашедшего себя, между прочим, и в причудливой утончённости зеркальных обрамлений.
В России в Эпоху Петра I зародилось много новых ремёсел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик.
В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьёвых горах в Москве. Появились и другие заводы, причём в России зеркальные стёкла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.
С началом ХХ века зеркала теряют свою экзотику. Они становятся привычным предметом домашнего обихода, их всё шире применяют в технике. В наши дни с помощью отражённых солнечных лучей варят металл, обогревают дома, готовят пищу. Существуют гелеокухни, гелиоопреснители и другие установки, в которых вогнутые параболические зеркала – основной рабочий орган. Принцип действия таких установок не сложный. В фокусе зеркала помещается сосуд − кастрюля для приготовления пищи, выпаривания воды, а обслуживание сводится к тому, чтобы держать отражающую поверхность постоянно направленной на солнце.
С помощью зеркал повышают урожайность семян, излечивают их от болезней. Облученные солнцем семена прорастают быстрее и урожай дают выше (но если их просто положить на солнце эффекта не будет – нужен «солнечный зайчик»).
Не осталась в стороне и медицина. Многие болезни отступают под действием солнца. Проводятся сеансы «светового массажа»: солнечный луч, благодаря колебательным движениям зеркала усиленный в 40 раз, помогает людям избавляться от радикулита, астмы, хронической пневмонии.
А гигантские радиотелескопы? Размер некоторых из них достигает в поперечнике километра, что позволяет заглянуть в глубины Вселенной. Состоят эти телескопы из сотен металлических зеркал, установленных на специальном основании. А каких только нет прожекторов и маяков! Прототипом их послужил фонарь, изобретённый И.П. Кулибиным в ХVIII веке. Он представлял собой ряд зеркальных пластинок, перед которыми помещали обычную свечу.
По мнению кандидата технических наук Виталия Правдивцева, зеркало способно фиксировать эмоции человека, а затем служить своего рода передатчиком, возвращая их тому, кто будет впоследствии в него смотреться. В пользу этого мнения говорит и случайно обнаруженное свойство зеркал запоминать, а затем транслировать информацию, выявленное в ходе проведения эксперимента по изучению биологически активных радиоволн доктором биологических наук Петром Гаряновым и кандидатом технических наук Георгием Тертышным. Фактически, результаты данного эксперимента в какой-то степени подтверждают гипотезу о том, что у зеркал есть память. И если, по мнению того же Петра Гарянова, человек на всем без исключения оставляет отпечаток своей личности в виде собственных мыслей и эмоций, то зеркало, имея память, способно запоминать любую информацию, исходящую от человека, — а значит, оказывать воздействие на него. Поэтому, глядя на себя в зеркало, всегда желайте себе здоровья и удачи. В случае переутомления или болезни смотритесь в зеркало как можно реже. И старайтесь не только никогда не ругать себя перед зеркалом, но и чаще подходить к нему с улыбкой и хорошим настроением. Зеркало усилит заданную вами программу, поможет снять стресс и настроит вас на позитив.