Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Статьи Первые и впервые Жизнь и судьба конструктора Гроховского

Жизнь и судьба конструктора Гроховского

Это – рассказ о замечательном изобретателе и лётчике Павле Игнатьевиче Гроховском. Некоторые его изобретения поражают до сих пор. Многие из них он испытывал на себе с риском для жизни. Пожалуй, другого такого изобретателя трудно найти не только в нашей стране, но и во всем мире. Удивительным был человеком Павел Гроховский – смелым до безумия.
Первые свои изобретения Гроховский сделал в 1927 году, когда служил военным лётчиком в Новочеркасске. Для тренировки в бомбометании пилоты использовали цементные бомбы. Их не хватало. Гроховский придумал учебные бомбы из глины. Они начинялись цветным мелом: красным, синим, жёлтым, зелёным. Для каждого лётчика – своим, чтобы сверху сразу было видно, чья бомба попала в цель. А в его голове уже зрели изобретения серьёзнее глиняной бомбы.
О необыкновенном лётчике-изобретателе узнали в Москве. Гроховского перевели в столицу и поручили руководить Особым конструкторским бюро. Позже оно стало называться Экспериментальным институтом. Но шутники за необычные изобретения, которые там делались, за опасные опыты прозвали этот институт «цирком Гроховского».
Павел Игнатьевич мечтал тогда о создании воздушного десанта. Парашюты были уже давно изобретены. Самолёты, способные поднять и нести тяжелые грузы,– тоже имелись. Оставалось разработать технику для выброски в тылу противника не только бойцов, но и пулемётов, пушек, автомобилей и даже лёгких танков.
Парашюты шились из шёлка – ткани прочной, лёгкой, но очень дорогой. А для воздушного десанта требовались тысячи парашютов. Где же набрать столько шёлка? Гроховский сам, ещё в 1928 году, совершил несколько прыжков, и с тех пор не оставлял его вопрос: а что, если заменить шёлк хлопчатобумажной материей, например, перкалем? Он раз в десять дешевле шёлка, но почти так, же прочен.
Попробовали сшить парашют из перкаля. Испытали его: ни одного отказа. Получился надёжный парашют для десантников. И такие, перкалевые, парашюты применяются до сих пор.
В современных транспортных самолётах помещаются сотни десантников. Во времена Гроховского о таких машинах можно было только мечтать. Чтобы поднять в небо сразу десяток парашютистов, Павел Игнатьевич придумал подвесные люльки, напоминавшие небольшие лодки. Они подвешивались под крыльями самолёта. В каждую ложился десантник с парашютом, и самолёт взлетал.
В заданном районе лётчик тянул за рычаг, люльки переворачивались, и десантники вываливались из них. Парашюты раскрывались сами, автоматически.
Первым, кто испытал опрокидывающуюся люльку в действии, был Гроховский. Следом за ним таким же образом совершила прыжок чертёжница Лидия Кулешова. А затем с помощью подвесной люльки прыгнула с парашютом и жена Павла Игнатьевича – Лидия Алексеевна Гроховская.
«Мы стали укладываться в подвесные люльки, – вспоминала она. – Под головой у меня парашют, как жесткая подушка. Надо мной – крыло бомбовоза.
Заревели моторы, вихрь пронесся над моей люлькой. Это был мой первый полёт, и все меня развлекало. Вот оторвались от земли, замелькали соседние постройки. Один круг, другой – всё выше и выше. Я просунула голову между краем люльки и крылом и с интересом разглядывала землю. Из соседней люльки мне погрозили кулаком: убери, мол, голову – оторвёт при опрокидывании! Скорее втянула голову и в ту же секунду очутилась в воздухе. Даже не заметила, как раскрылся парашют».
Всё же люльки оказались неудобными, слишком тесными. И Гроховский создаёт самолёт с многоместной отделяемой кабиной. Эту кабину можно было сбросить в воздухе вместе с десантниками и на большом парашюте опустить на землю.
Для плавного спуска тяжёлых грузов были созданы огромные парашюты. Чтобы смягчить приземление, были разработаны платформы, ослаблявшие удар о землю. На них устанавливались пушки, автомобили, броневики. Были изобретены особые мешки, короба и баки, в которых опускались с неба боеприпасы, горючее, продовольствие.
Однажды у Гроховского родилась мысль, которая даже его сотрудникам показалась просто абсурдной. Он предложил сбрасывать грузы и десантников… без парашютов. Да возможно ли такое? И Павел Игнатьевич доказал, что это возможно. Так он изобрёл авиабус – кабину на колесах, внутри которой помещались люди и грузы.
Авиабус подвешивали под самолётом. Для выброски десанта требовался ровный участок местности. Здесь лётчик должен был низко опустить самолёт и с высоты двух-трёх метров сбросить авиабус. Сбрасывали авиабус с различными грузами, например, с ящиками, полными электрических лампочек. И ни одна не разбилась. Сбросили авиабус с собакой, аэродромным псом по кличке Куцый. И он выдержал «мягкую посадку». Осталось испытать, как будут чувствовать себя в авиабусе люди.
Первыми это проверили на себе Гроховский и его заместитель Иван Васильевич Титов.
Гроховскому принадлежало более сотни самых различных изобретений. Тут и летающий танк, и способ дозаправки самолётов в воздухе (теперь это обычное дело), и экраноплан – крылатый аппарат на «воздушной подушке», и стратосферный планер для полётов на огромных высотах.
Многие изобретения Гроховского, казавшиеся когда-то фантастическими, были осуществлены, но большей частью уже после его смерти.
Конец жизни выдающегося изобретателя оказался трагическим. В 1937 году был закрыт его институт, Гроховского арестовали. Арестовали и Лидию Алексеевну, его жену, которая провела долгие годы за колючей проволокой. Павел Игнатьевич умер осенью 1946 года, в лагере, где-то в северных краях. И только спустя десятилетия стало известно, что он был расстрелян 29 мая 1943 года. Некоторые его изобретения используются и сегодня, хотя не все знают, кто их сделал.

Источник:
Черненко Г. Жизнь и судьба конструктора Гроховского / Г. Черненко. – Текст : электронный // Бессмертный барак : [проект]. – 2017. – 18 марта. – URL : https://bessmertnybarak.ru/article/konstruktor_grokhovskii/ (дата обращения 03.05.2023).

Рекомендуем к прочтению:
Чутко, И.Э. Мост через время / И. Э. Чутко. – Москва : Политиздат, 1989. – 333 с. : ил.
Грибовский, К. Впередсмотрящий / К. Грибовский // Техника – молодежи. – 1987. – № 11. – С. 62–64.
Грибовский, В. Они были первыми / В. Грибовский // Техника – молодежи. – 1990. – № 3. – С. 63–65.