Изобретать сложно?

Изобретать просто!

Главная Популярная наука Это интересно Пчелы справляются с математикой не хуже людей

Пчелы справляются с математикой не хуже людей

Способность понимать разность чисел, определять какое из них больше, а какое меньше, и располагать их в числовом ряду соответственно их величине проявляют многие животные. Так, можно говорить о математических способностях собак: они способны определить, сколько кусочков лакомства им предложили и, если его количество уменьшить, будет искать недостающее.
Кроме того, человекообразные приматы также умеют считать: к примеру, шимпанзе во время эксперимента точно выполняли просьбы учёных и давали им ровно необходимое количество палочек из коробки. Считать, также можно научить некоторых птиц, включая воронов, соек, а также попугаев и голубей. Однако насекомые, как считалось ранее, способностями к математике не обладают. Недавние эксперименты доказали обратное.

Пчёлы и простейшая математика

Один из первых экспериментов, проведенных с участием этих животных, доказал возможность научить их считать до четырех. В данном опыте перед насекомыми поместили четыре различных объекта, и между третьим и четвертым расположили кормушку. Пчёлы быстро сориентировались и нашли лакомство и, кроме того, в дальнейшем летели к кормушке без предварительных её поисков. Таким образом, пчёл можно научить считать до четырех, как и многих других животных, что уже доказывает наличие у них математических способностей.

Эксперименты с пчёлами: сравнение чисел

В новых экспериментах учёные выяснили, что пчёл можно научить сравнивать числа в диапазоне от одного до четырёх. Для этого перед насекомыми устанавливали круглый вращающийся экран со специальными креплениями для табличек с различными геометрическими фигурами. Перед табличками расположили небольшие платформы для приземления пчёл, где размещали лакомства для насекомых, позволяющие им получить положительное подкрепление в случае верного выбора. Таблички, которые в произвольном порядке располагали на креплениях, содержали различное количество геометрических фигур, от одной до четырёх.

Эксперимент заключался в попытке научить пчёл сравнивать числа. Так, часть пчёл учили находить меньшие числовые значения, а вторую – большие. Для этого на табличках изображали геометрические фигуры (ромбы, круги, квадраты), от одного до четырех на каждой, и произвольно закрепляли данные приманки на вращающемся экране. Перед отдельным этапом проверки, как сам экран, так и приманки были протёрты спиртовым раствором, дабы исключить возможность ориентации пчёл по запаху и сохранить чистоту эксперимента.

Данный эксперимент доказал, что пчёлы не только умеют находить больше и меньшие числа, но и обладают интеллектом, позволяющим им сравнивать абсолютно разные множества фигур: так, в большинстве своем пчёлы могли определить, что больше – один квадрат и три круга или три квадрата. Кроме того, даже при отсутствии положительного подкрепления в виде сахарного сиропа на площадке для приземления пчёлы так же успешно находили правильный ответ, судя по контрольным тестам.

Экстраполяция навыков на другие числа

Пчёлы, как выяснилось в ходе эксперимента, могут не только научиться сравнивать числа, но и перенести уже полученные ранее навыки на новые, неизвестные им цифры. Так, пчёлы без обучения смогли сравнить с уже изученными числами от одного до четырёх, ноль и пять. Этот тест проводился по тому же принципу, что и предыдущий, однако без предварительной тренировки насекомых и без применения сахарного сиропа: пчёлы не имели положительного подкрепления своего выбора, что говорит о том, что делали они его, полагаясь исключительно на собственный интеллект. При этом стоит заметить, что выбор большего всегда давался насекомым легче. Те же пчёлы, задачей которых было выбрать меньшее, хуже справлялись со своей задачей. Кроме того, сравнение уже изученных чисел с нулем также стало достаточно сложной задачей для пчёл, однако более чем в половине экспериментов насекомые выбирали правильный ответ. Таким образом, можно говорить о том, что пчёлы успешно могут сравнивать числа, выбирая большее и меньшее.

Восприятие пчелами нуля

Учёные традиционно выделяют несколько стадий восприятия нуля в животном мире. Так, многие животные и люди на ранних стадиях своего развития не воспринимают данное число вообще. Другие же воспринимают его как значимую информацию, однако не могут сравнить его с другими числами. Третьи воспринимают ноль как некое количество, которое уже может встать в один ряд с числами, и лишь четвертые воспринимают ноль как полноценное число. Пчёлы, судя по описанным ниже экспериментам, относятся к третьим.

Научные сотрудники провели несколько опытов, чтобы установить, понимают ли пчёлы ноль. Первым из их экспериментов была попытка определить, могут ли пчёлы сравнить ноль с числами от одного до четырёх. Здесь стоит отметить, что, хотя эксперимент в целом доказал то, что «ничего» пчёлы определяют как значимую информацию, определение меньшего между нулем и любым другим числом далось им гораздо тяжелее, чем определение большего.

Второй эксперимент заключался в определении того, могут ли пчёлы сравнить ноль с единицей при условии, что ни ноль, ни единица им не знакомы по предыдущим экспериментам. Для этого пчёл предварительно обучали сравнивать цифры от двух до пяти. В этом случае более 60% насекомых правильно определяли меньшее число. При условии же, что пчелам предлагали сравнить два и ноль, насекомые путались, опираясь на предыдущий опыт, где двойка была наименьшим числом, и данный эксперимент указал на связь интеллекта и условных рефлексов, выработанных у насекомых во время обучения.

Третий эксперимент заключался в установлении того, существует ли у пчёл понимание математической дистанции, так называемый «дистанционный эффект». Это явление выражено у многих математически одаренных животных и у человека, в том числе и подразумевает, что выбор большего и меньшего чисел будет тем легче, чем больше разрыв между ними. В этом эксперименте пчёлам предлагалось сравнить ноль с числами от одного до шести. Опыт доказал, что пчёлы легче выбирают меньшее число тогда, когда разрыв между числами больше, нежели тогда, когда он минимален.

Таким образом, действительно можно говорить о том, что пчёлы понимают ноль как некую величину и ставят его в начало числового ряда, а также способны сравнивать числа и составлять числовые ряды, что говорит о наличии у них математических способностей.

https://vokrug-nas.ru/pchely-i-matematika-yavlyayutsya-li-dannye-nasekomye-matematicheski-odarennymi/